Для того, чтобы собрать конференцию, предстояло сделать немало. Перестройка позволила начать путь к построению гражданского общества в нашей стране: стали создаваться общественные организации и в числе первых национальные объединения. Немцы не могли отставать и в середине 80-х годов прошлого века создали клуб любителей газеты «Нойес лебен» («Новая жизнь» — всесоюзная газета советских немцев). Руководителем его стал нештатный корреспондент газеты Андрей Иванович Гетц.
Затем собралась инициативная группа во Дворце культуры СУ «Востокметаллургмонтаж-1». Итогом ее работы стала конференция, которая состоялась 29 апреля 1989 года.
Регистрация делегатов производилась в фойе дворца. Здесь же можно было взять анкету для ознакомления с людьми, пришедшими на конференцию. Проекты программы и устава также вручались каждому пришедшему. В малом зале была организована выставка поделок умельцев, работало два буфета.
С кратким приветственным словом выступил Максим Максимович Клайн, преподаватель французского языка школы №48. Он поздравил всех с наступающим Первомаем и сказал:
— Наконец наступил момент, когда можно организовать комитет культурного центра немецкой национальности. Я призываю к активной работе.
Вторым выступил член активной группы — Иван Рудольфович Фаст. Он предложил в президиум ввести 10 человек. Предложение было принято, и в президиум вошли:
Шнайдер Фридрих Генрихович — член инициативной группы,
Факанкина Герта Владимировна — председатель инициативной группы,
Мюнстер Вадим Германович, дирижер Челябинского оперного театра,
Клайн Максим Максимович — член инициативной группы,
Фурсов Михаил Сергеевич — представитель Облсовпрофа,
Яковлева Анна Леонидовна — секретарь Металлургического райкома КПСС,
Шевчук Леонид Сергеевич — представитель райисполкома Металлургического района,
Шишов Кирилл Алексеевич — председатель Челябинского отделения Советского Фонда Культуры,
Нахтигаль Александр Яковлевич — корреспондент Челябинского комитета по телевидению и радиовещанию,
Орлова Валентина Сергеевна — заведующая Отделом культуры обкома КПСС.
Затем с места предложили кандидатуру внештатного корреспондента газеты «Нойес Лебен» Витлифа Губерта Михайловича.
Проголосовали за всех единогласно.
Вел конференцию Фридрих Генрихович Шнайдер.
Регламент был принят: выступления по 10-15 минут, в прениях давалось по 5-7 минут.
Первым выступил Кирилл Алексеевич Шишов:
«Я приветствую всех вас, пришедших для создания долгожданного немецкого культурного центра, который явится знаменем нашего времени, времени перестройки, когда догма, сковывавшая нас много десятилетий, наконец-то, разрушится.
Каждый из вас, а здесь много людей пожилых, за плечами которых нелегко прожитая жизнь, смогут рассказать о себе молодежи. Она не знает, сколько трудностей, мук, горя и трагедии стоит за судьбой советских и русских немцев, людей, которые на территории этой страны живут уже несколько веков. Сложности каждого народа, это сегодняшняя проблема, которая стоит перед нашим государством. Проблемы, конечно, не родились вчера. Страшное наследие времен культа личности Сталина сказалось на судьбе каждого народа. В эпоху перестройки, когда открылись десятки проблем в межнациональных отношениях, конечно, они должны быть оценены с точки зрения гуманизма и общечеловеческой морали. И, конечно, каждый человек имеет право на культуру, на свое понимание жизни. Все это много лет отрицалось. Поэтому мы с особым вниманием, бережливостью относимся к тому, чтобы создать национальные культурные центры в нашем пролетарском крае. Еще в годы войны, когда страшные силы фашизма обрушились на наши земли, когда советские немцы совершенно незаслуженно были принудительно переселены на Урал и другие отдаленные места Сибири, Казахстана, Алтая и другие.
Я родился и вырос в этом городе. Я прекрасно знал судьбы немцев, живущих на ЧМЗ. И вот сегодня мы восполняем то, что не додали вам в минувшем. Сложность вашей судьбы заключается еще в том, что это длительное умолчание судьбы целого народа, очевидно, будет разрешено созданием автономной республики советских немцев. Надеюсь, что те лозунги, что здесь висят, будут воплощены на Пленуме ЦК КПСС, и ваш народ действительно вздохнет полной грудью.
Когда я был студентом, молодым инженером, мне очень много дало сотрудничество с немцами, где я начинал работать. Моим учителем в технике был Густав Петрович Гофман. Это известный, талантливый инженер, научный работник, конструктор в институте «Проектстальконструкция». С их детьми я начинал работать. Они были немецкой национальности, и тогда только я узнал все их сложности с пропиской, с получением образования.
До сегодняшнего дня мы знаем, что немцы — люди надежные, люди высокой ответственности, тщательной работы, и, я надеюсь, что эти национальные черты будут вами сохранены и умножены. Страна очень нуждается в людях высокой культуры, высокой порядочности.
Советский Фонд Культуры является новым общественным образованием. Он организован в 1985 году, и его особенность заключается в терпимом гуманном отношении к религиозным верованиям, к различным национальным традициям, культуре, к тому, что составляет душу человека.
Поздравляю вас с сегодняшним замечательным событием. У вас впереди много работы — и в центре, и в создании Республики немцев Поволжья, и в обучении своих детей немецкой культуре. Немецкий народ, как и наш русский народ, поддался в свое время тоталитаризму, сейчас с громадным трудом возвращается в лоно гуманизма, в лоно демократии. Конечно, это сказывается на каждом из нас. Я думаю, что демократические принципы вы положите в основу вашей деятельности, будете уважать другие национальности и чужие мнения, только тогда наша страна сможет смести, очиститься от той скверны, которую мы получили от сталинизма.
Желаю вам хорошей, прекрасной работы. (Аплодисменты)
Мюнстер Вадим Германович, дирижер Челябинского театра оперы и балета:
«Дорогие товарищи! Позвольте мне от имени инициативной группы, которая принимала участие в организации Немецкого культурного центра, приветствовать вас и поздравить вас с большим праздником, с тем радостным событием, которое сегодня совершается, вот здесь, в этом зале.
(Аплодисменты)
Кирилл Алексеевич уже говорил, что организация нашего центра не могла состояться еще несколько лет назад. В основе лежат те демократические перемены, что происходят в нашей стране. Наконец наше государство повернулось лицом к национальным проблемам. Неслучайно, Пленум нашей партии по этим вопросам готовится уже в течение двух лет. Не надо себя тешить, что этот процесс будет безболезненным, что он будет гладким, будет без подводных камней и неожиданных поворотов. Позитивные перемены уже происходят в нашей стране, и в дальнейшем наверняка будут происходить. Я надеюсь, что правительство решит все наши вопросы. Действительно, наше общество в течение многих лет говорило одно, а на практике делало совсем другое. Говорили, что национальный вопрос у нас решен, что мы самая интернациональная страна в мире, в то же время целые народы изгонялись с исконных земель, подвергались гонению, издевательствам, тут не только крымские татары и немцы, но и многие другие народы. Это происходило с теми народами, которые испокон веков жили и трудились на землях нашей страны. Что же говорить о людях других национальностей, приехавших из других, не дружеских с нами стран. Я специально посмотрел определение «немцы» в Большой советской энциклопедии, которая начала издаваться в конце сороковых годов. Наряду с тем, что «немцы» — коренное население обеих Германий, приведен ряд стран Европы и Америки, где живет население немецкой национальности, но ни слова не сказано о немцах, живущих около 300 лет на территории СССР, как будто мы вообще не существуем. Ведь нас немало — немного, а два с половиной миллиона человек, или почти 20 процентов всех немцев, живущих вне Германии.
Обращение к культуре западных держав считалось уголовным преступлением. Кто бы мог заподозрить в космополитизме, антипатриотизме русского царя Петра I, который приглашал иностранцев, в том числе, немцев. Мы прекрасно знаем, кем был окружен Петр I и что это были именно лица немецкой национальности. В то время они только начинали жить в России и оказывали огромную помощь в организации молодого русского государства. Какую огромную помощь оказали академики-иностранцы, в организации русской науки. Хотя по-сталинским понятиям и Петр I, и Михаил Ломоносов должны были быть, вероятно, расстреляны. В нашей стране сейчас происходят огромные события, они не отделимы от процесса поднятия интеллектуального уровня нашего культурного развития. И в данном вопросе, создание культурного центра должно принести нам огромную пользу. Ибо только высококультурное общество может создавать по-настоящему развитую экономику. Это давно доказано исторически. Поэтому наш культурный центр, который мы сегодня здесь организуем, я думаю, внесет свой посильный вклад в те позитивные перемены, которые происходят сегодня в нашей стране.
Чем инициативная группа занимается в настоящее время? Был разработан проект программы и проект устава культурного центра, который будет зачитан. Многие из вас имеют эти документы на руках. Очень хотелось, чтобы вы их оценили и дополнили.
Я думаю, что наш центр должен в своей деятельности руководствоваться одним принципом. Главное внимание обратить на изучение немецкой культуры и того огромного пласта культуры российских и советских немцев, который был создан за три века проживания на территории страны. Мы не будем, конечно, замыкаться на узких национальных вопросах и проблемах. Для нас будет обязательным общение с другими национальными культурными центрами, обязательное изучение культурного наследия других народов, живущих в нашей стране.
Надо помочь изучить немецкий язык тем, кто хочет изучить его, или совершенствоваться в нем. В двух словах, основная задача нашего центра — это возрождение в каждом человеке немецкой национальности национального самосознания и, самое главное, гражданского национального достоинства, которое долгое время попиралось».
(Аплодисменты)
Выступает Александр Яковлевич Нахтигаль. Он зачитал проекты Устава и программы Челябинского областного культурного центра.
Выступает Анна Леонидовна Яковлева, секретарь Металлургического райкома КПСС:
«Дорогие товарищи! То, что собрание происходит на территории Металлургического района, это, конечно, не случайность, так как более 4,6 процента населения района составляют люди немецкой национальности. Разрешите поздравить вас с таким замечательным днем, что, наконец, идея создания немецкого культурного центра воплощается в жизнь. Это очень хорошее начало. Это хороший пример для татар, башкир, для русских, украинцев и, наверное, то кафе, где планируется угощать горожан немецкой кухней, явится добрым начинанием. Разрешите от районного комитета партии и райисполкома пожелать вам творческих успехов и плодотворной работы, пожелать детям, внукам и людям не только немецкой национальности познакомиться с вашей культурой, изучать немецкий язык и перенимать все то лучшее, что присущено немецкому народу.
Поздравляю вас, желаю хорошей спокойной жизни и плодотворной работы немецкому культурному центру».
Выступает Владимир Федорович Васютинский, собственный корреспондент центральной газеты «Нойес Лебен» по Уралу:
«Позвольте вас, дорогие товарищи, поздравить со знаменательным событием, наконец-то организован немецкий культурный центр.
Этот необратимый процесс свидетельствует о том, что мы дождались демократических перемен в жизни советских немцев и теперь есть надежда на восстановление автономной республики на Волге. Нас всех до этих лет давил гнет культа и застойных времен. Сейчас мы все ждем, когда, наконец, будет предоставлен республике государственный статус. В Нижнем Тагиле создан клуб «Друзья газеты «Нойес Лебен». В Свердловске работают над созданием Свердловского культурного центра. Официально, Челябинский культурный центр, после Московского и Саратовского — третий. Всегда трудно быть в числе первых. Главное, чтобы организация этого цен○тра не повисла на одноразовом активе, а жила и работала. Мы ждем организации республики Поволжья. Надо продолжать изучение немецкого языка, надо восполнить пробелы, восстановить многие культурные связи. Культуру советских немцев, которая образовалась в течение нескольких веков, надо изучать. Желаю успехов в этом благородном деле, а мы, газетчики вам поможем».
Выступает Гергардт Робертович Цейтлер, заведующий сектором экономики теплотехнического института УралВТИ:
«Инициативная группа считала, что очень важно. Для этого мы выпустили социологические карты, которые раздали делегатам. Прошу каждого заполнить ее и вернуть в президиум. Это поможет нам в нашей работе. По картам мы сможем судить как построить нашу работу.
Итоги социологического опроса таковы:
Возрастная категория до 29 лет — 6,8%
До 30-49 лет — 32%
До 50 и старше — 60,6%
Национальный состав: немцы — 96,4%
Русские — 2,3%
Украинцы — 1,3%
Образование среднее — 32%
Высшее — 19%
Браки смешанные — 25,7%, в основном это молодые люди.
Знание немецкого языка:
Понимают немецкую разговорную речь — 45%
Понимают, читают и пишут — 40%
Желают изучать немецкий язык — 61%
Желают передать молодежи и детям знание языка – 84,6%, обычаи и традиции — 67%
Основные направления в работе КНЦ — передача обычаев и традиции — 61%.
Наиболее интересующие темы:
Изучение истории советских немцев — 64%
Встреча с интересными людьми — 42%
Мнение о частоте встреч — один-два раза в месяц — 85,3 процента.
Альберт Самоилович Корецкий, представитель еврейского национального культурного центра.
«Дорогие друзья! Я счастлив видеть этот полный зал, что, наконец, произошло то событие, которое многие из вас ждали очень и очень давно. Я хочу представить, прежде всего, областной общественный совет «Мемориал». Я был на первой встрече первостроителей ЧМЗ. Я понимаю, что и сейчас в этом зале много людей, которые испытали на себе и на своих родных всю тяжесть сталинского режима. Я надеюсь, что будут у нас памятники и памятные знаки в тех местах, где были захоронения несчастных жертв сталинского геноцида. Мне кажется, что ваши встречи — это дни печали и радости. Только благодаря перестройке мы смогли собрать этот зал. Главная задача «Мемориала» — создавать условия для немцев, чтобы те осознали в себе и действительно почувствовали себя равноправными членами нашего советского государства. Мне хочется, чтобы вы были активными людьми, чтобы вы смотрели не только в прошлое, но и в будущее.
То, что произошло недавно в Тбилиси, это не только трагедия для грузин, это трагедия всего нашего советского народа. Мы все должны быть очень бдительны, чтобы не позволить правым силам делать подобные вещи впредь. Я призываю вас активно содействовать тем нравственным принципам, которые разделяют те культурные цели, которые сейчас создаются и еще будут создаваться на территории Челябинской области. Я знаю, что в московском «Мемориале», где происходит борьба амбиций, борьба разных мнений, больше портят друг другу кровь, чем конструктивно работают. Как только мы будем конструктивно работать, без споров, мы сразу достигаем интересных результатов. Я очень хочу, чтобы этот печальный опыт не повторялся в НКЦ, который вы сегодня создаете. Постарайтесь всячески воздержаться от личных амбиций. Каждый из вас имеет право на личное конструктивное мнение, учитесь слушать, тогда ваши дела пойдут хорошо, чего всем сердцем вам желаю. Спасибо за внимание».
Валентина Васильевна Корецкая, домохозяйка:
«Дорогие друзья! Вместо обычного приветствия я хочу с вами поделиться несколькими воспоминаниями своих детства и юности, по той причине, что они тесно связаны с лицами немецкой национальности. Это, во-первых, а, во-вторых, потому, что эти воспоминания особенно сегодня, в так обострившихся национальных отношениях, меня убеждают в том, что во все времена во взаимоотношениях между людьми и национальностями, в частности, должны стоять общечеловеческие понятия, такие как добро, сострадание к ближнему, потому что они, по моему глубокому убеждению, способны прочно сцементировать наше межнациональное сообщество. Мое детство прошло в городе, где жило очень много немцев. Это были пленные и выдворенные, изгнанные нашим правительством из собственного дома наши русские немцы. Я росла в семье, где человек никогда не оценивался по социальной значимости, тем более, по национальности. Я воспитана в твердом убеждении, что нет и быть не может плохих народов, что каждый народ ценен своей самобытностью и что каждый народ достоин уважения. В этом плане я была воспитана в очень интернациональном духе. С тех пор мне приходилось защищать достоинство и честь разных народов и их представителей. Представьте себе, приходилось защищать и собственный народ, ибо некоторые из русских иногда хотят быть святее Папы Римского. Я считаю это безнравственно и цинично, как безнравственен и циничен любой национализм.
Почему я этими «воспоминаниями» возвращаюсь именно к немцам? Их было большинство в нашем городе. Моим старшим воспитателем был прекрасный человек, Марат Рейнгольдович Генц, вожак пионеров, тимуровец, как хотите его назовите. Он ходил всегда в наглаженном костюме с большим пионерским галстуком, открытый, чрезвычайно добрый человек. Моим педагогом по вокалу была Элеонора Леонидовна Фишер. Я с глубокой теплотой и уважением всегда вспоминаю о них, ибо то, что дали они мне для становления личности, трудно переоценить.
Я с особой теплотой и болью вспоминаю своего школьного учителя Клима Яковлевича Гольца. Он не пережил ту моральную пощечину, которую получил от собственного правительства. Долгие годы уже после войны народ немецкий совершенно незаслуженно и несправедливо жил в собственной стране как бы по доверенности. Он не мог оправиться от такого оскорбления. Клим Яковлевич умер, не смирившись с сознанием того, что лишился права наравне со всеми другими национальностями защищать свою родину, свой дом, своих близких в Великой Отечественное войне. Он стал моральной жертвой этой несправедливости.
Почему я вспоминаю с особой теплотой именно этого человека? О нем знал весь город. Это была настолько яркая неординарная личность, которую невозможно было уложить, при всем желании, в прокрустово ложе. Самое удивительное в том, что после моих родителей он явился для меня главным духовным отцом-«пастырем», главным проводником в понимании того, что есть мир прекрасного. Он один из первых на примерах русской советской классики учил любить малую родину, уважать и любить простого человека-труженика, учил замечать блеск ночного неба. Он был первым, кто научил меня нашей русской словесности. Я это особенно подчеркиваю, именно потому, что он, немец, меня, русскую девочку, научил, и во всех вопросах был моим учителем, моим самым большим и верным другом. Он первый, кто познакомил меня с произведениями Вольтера, Руссо, Чехова, Паустовского, Шолома Алейхема, Шекспира и многих других. Он открыл мне безграничный мир прекрасного, я не могу до сих пор вспомнить о нем без боли и сожаления, что его уже нет в живых.
Я думаю, что подобное проникновенное, трепетное, бережное отношение и взаимосвязь культур есть проявление высшего гуманизма, которое должно стать нормой межнациональных отношений.
Завершить свое выступление я хотела бы строками из оды радости Шиллера:
Радость пламя неземное,
Райский дух взлетевший к нам,
Опьяненные тобою
мы войдем в твой светлый храм
Ты сближаешь без усилий
всех разрозненных враждой.
Там, где ты раскроешь крылья, люди братья меж собой.
Обнимитесь миллионы,
смейтесь в радости одной.
Там над звездною страною
бог любовью осуществленный».
Владимир Петрович Киндер (инженер), вспоминал, как строили завод ЧМЗ. «Из прутьев плели коврики, набивали их глиной, устанавливали вместо стен для домов-землянок, в которых потом пришлось жить, и выходить каждый день на рытье котлована. Зимой мы отогревали землю кострами, но это обычно не давало результатов. Тогда мерзлую землю долбили киркой и ломом. Кто не выполнял норму, те были обречены на голодную смерть. Строительные фермы мы поднимали вручную на здание. Люди были голодные, ослабевшие, изможденные, делали все, что было в их силах. Нас было на стройке, трудармейцев немецкой национальности, не менее 50 тысяч человек, однако теперь о них ничего не упоминается. Историю нашей страны надо писать правдиво, в том числе о строительстве Челябинского металлургического комбината. Всякая неправда оскорбляет людей и вызывает ненависть к правящему классу».
Геннадий Егорович Паскаль, педагог детской музыкальной школы, начал говорить на немецком языке, но, сбившись, перешел на русский. Он прочитал стихотворение Шиллера и по-русски кратко передал его содержание: «Король послал на морское дно своего оруженосца, достать ему золотую кружку».
«Мне кажется, что мы уже чуть-чуть приблизились к такой золотой кружке. Я учился в музыкальном училище в столице немецкой республики на Волге. Глядя на вас, я вспоминаю свою юность, когда говорили на немецком языке. Мы хотим знать немецкую культуру. Она дала миру столько ученных.
В 1642 году немецкий ученый Иоганн фон Гуттенберг создал первый печатный станок. Однако в школьных учебниках нигде не найдете информации об этом. Лев Толстой сказал, я не представляю себя без Ясной Поляны, так и мы, немцы, не представляем себе жизнь без нашей автономной республики на Волге».
(Аплодисменты)
Роберт Робертович Петерс.
«Я принадлежу к поколению, которое ходило еще босиком, когда нам твердили, что все хорошо. Теперь ясно, главный вопрос, который ставит в течение 47 лет каждый немец, это воссоздание автономии. Положительные и патриотические черты советского немецкого народа доказаны во время войны на огромной стройке, где, не жалея жизни, создали гигантский промышленный комплекс под названием ЧМЗ. Восстановление автономной республики, безусловно, будет большим политическим шагом, очень важным и нужным, на радость всем, и это остановит процесс эмиграции. Мы все этого очень ждем с того времени, как нас выселили с нашей обжитой земли. Будет чрезвычайно отрадно, если наши руководители, наконец, через 48 лет, положительно решат данный вопрос.
Культурный центр в Челябинске нужен, как глоток свежего воздуха, жизненно необходим, ибо люди забыли язык, обычаи. В этом зале очень мало людей моложе меня, и ведь это очень печально.
В нашем городе, писалось, что будет вестись индивидуальное жилищное строительство, хотелось бы, чтобы один из таких поселков был немецким. Именно совместное проживание, как ничто другое, сохраняет национальные традиции».
Владлен Борисович Фельд-
ман, начальник бюро Практик-Центра г. Челябинска, представитель еврейского культурного центра.
«Дорогие товарищи! Передаю Вам от еврейского культурного центра душевный привет и поклон. Я очень волнуюсь. То, что я здесь услышал, происходило со мной чуть больше 1,5 месяцев назад. Поверьте, те же слезы, та же радость от изучения родного языка, та же народная музыка, которую слышал в деревне многие годы, та же взволнованная встреча. Это было очень трогательно. Находясь в этом зале, я понимаю ваше, наше общее волнение. Я очень рад, что сегодня здесь происходит. Это волнительное и очень значительное событие, не только для жизни Челябинска, советских немцев. Это радость для всех нас: евреев, украинцев, русских, башкир и для других национальностей. Я счастлив за вас, друзья мои. (Аплодисменты). Наш еврейский центр существует сорок девятый день, с 11 марта этого года. Все, что было сказано у нас и у вас, имеет много общего и в радостях, и сложностях. Сегодня вы, несомненно, изберете правление. Во-первых, возникнет вопрос помещения. Во-вторых, чтобы вам было понятно, ноша эта нелегкая, хотя и приятная, организация культурного центра — дело очень трудное. Аренда помещения, самое дешевое из всех стоит 175 рублей за один метр. Нам нужна помощь друг друга. 27 апреля в газете «Вечерний Челябинск» была большая статья, в которой выносилась мысль о построении Дома Дружбы Народов. Здесь же выносится мысль о построении немецкого поселка. Это совершенно изумительная мысль. Если построить Дом Дружбы Народов, то там можно было бы разместить культурные центры: украинский, немецкий, еврейский, русский, башкирский, армянский, татарский и другие. Здесь можно было бы иметь помещения для кружков, хоровых коллективов, музыкальных кружков, для коллективов художественной самодеятельности, под все, что понимается под словом «культура».
Мы в еврейском культурном центре решили предложить совершенно конкретный выход: помещение Облпотребсоюза. Это колоссальное помещение с десятками комнат, и ваш, родившийся сегодня немецкий культурный центр и еврейский культурный центр, которому сегодня исполнилось пятьдесят дней от роду, вышли бы с письмом, чтобы этот дом был передан нам под Дом Дружбы Народов».
(Аплодисменты)
Михаил Сергеевич Фурсов, представитель областного совета профсоюзов:
«Товарищи, действительно, сегодня праздник у немцев нашей области в канун весеннего праздника 1-го Мая. Это очень знаменательно, торжественно, разрешите мне от имени Областного совета профсоюзов, который я здесь представляю, поздравить вас с вашим событием и с праздником Первомая. Я хочу пожелать вам больших творческих успехов. Пока идет разговор не очень конструктивный, нет ответа на вопрос, как будет существовать культурный центр. Еще болит душа о своих людях, которые много страдали. Это понятно, слишком долго все были разобщены. Общение поможет снять эту боль и недовольство. Время сегодня позволяет».
Юрий Викторович Пинеккер, директор школы №96:
«Дорогие друзья, товарищи! Общение людей начинается с языка. В 1960 году, многие здесь сидящие помнят, по решению Областного исполнительного комитета была образована школа с углубленным преподаванием немецкого языка. Но, к сожалению, в школе только 25% учащихся немецкой национальности. Вина в этом — неразумная инструкция гороно. А ведь выпускник нашей школы свободно читает, свободно изъясняется на бытовые темы, может контактировать с людьми немецкой национальности других стран. Я очень хотел бы, чтобы ваши внуки и дети пришли в нашу школу №96. Мы имеем хорошую материальную базу и грамотные кадры, которые помогут и тем, кто сегодня находится вне школьного возраста. Мы готовы помочь вам изучить немецкий язык. Мы готовы сотрудничать и готовы сделать все, чтобы вам было легче, чтобы дети ваши учили этот красивый, замечательный язык».
Юрий Давидович Диркс, инженер завода «Теплоприбор»:
«Я хотел бы вернуться к деловитости и практичности немцев. Думаю, что те сложности, о которых сказал еврейский культурный центр, они нам не угрожают, если они будут направлены на решение главных проблем. В дальнейшем он должен разделиться на ряд клубов по интересам. Существование культурного центра начинается с регистрации устава в исполкоме. Нужно узаконить его юридические права и статус. На одних пожертвованиях существовать нельзя. Надо организовать какое-то производство. Очень важно, чтобы с самого начала у центра было свое помещение, которое находилось бы по возможности близко к месту проживания большинства людей немецкой национальности.
Центр должен иметь свою символику или атрибутику. Это может быть значок или, фирменный знак.
Мои родители очень много рассказывали о несправедливостях и обидах. Важнейший вопрос перед немцами сегодня — это создание, точнее, восстановление незаконно уничтоженной автономной республики. Честно говоря, у меня нет уверенности, что этот самый больной вопрос будет положительно решен, потому что и ранее дули разные ветры. Я очень хотел бы, чтобы культурный центр занимался активно всеми этими вопросами».
Максим Максимович Клайн, преподаватель немецкого и французского языков в школе № 48 г. Челябинска:
«Буду говорить по-русски, чтобы все меня понимали. Вот уже два года длится процесс создания культурного центра. В начале это был корреспондентский пункт. Райком КПСС пошел нам навстречу, он очень заинтересован, чтобы национальные вопросы решались политически и экономически, чтобы все точки были бы поставлены над «i». У нас очень много колеблющихся, отсиживающихся в окопах. Но пора выходить на переднюю линию. Центр очень нуждается в инициативных людях. Работы очень много. Я считаю, с помощью местных партийных организаций, предприятий, которые должны оплатить свой долг перед немцам за работу, выполненные трудармейцами на Металлургстрое. Деньги пойдут на содержание в период становления культурного центра. Ведь в ликвидированной Сталиным автономии остались все наши культурные центры, радио, институты, техникумы, дворцы культуры, школы, клубы и т.д. Автономная республика нужна, как воздух, это однозначно и других мнений нет. Не обязательно всем туда поехать. Не обязательно сниматься с детьми и поехать туда. Главное, иметь свою маленькую родину, центр своей культуры. Иметь такой центр, куда можно было бы обратиться за моральной помощью. ГДР, это государство, где многие нашли свою родину, из 250 писателей 220 вернулись в ГДР. В ближайшее время еду в ГДР заключать договор с соответствующими организациями, что бы они поддержали нас. В этом же зале был вечер, посвященный юбилею ГДР. Нам прислали благодарственную телеграмму, которая потом будет передана в музей.
Последнее хочу сказать, что нам надо использовать все возможности от всех организаций, надо доказать делом, что наш центр вышел на орбиту.
Я выступал в Старокамышинске на немецком языке, там старые люди, слушая меня, плакали. Сюда же приезжал из Копейска ансамбль фольклорных немецких песен и музыки «Кристал».
Заканчиваю словами Гете:
«Лишь тот достоин чести и свободы, кто каждый день идет за ними в бой».
Фридрих Генрихович Шнайдер, железнодорожник:
«Я живу на земле Металлургического района, второй раз вижу такой наполненный зал, первый раз, когда приезжал немецкий театр из Казахстана, и сегодня. Видимо, отозвались на клич, так давайте покажем, на что мы способны, а то мы бьемся над проблемой, как развеселить немецкий народ. Если взялись, то не останавливаться, давайте создадим свой настоящий культурный центр. Недавно был сделан немецкий вечер, по мнению присутствующих, получилось здорово. Зал вмещал 60 человек, а пришло 90 и количество желающих все росло. Прошу, приходите, приносите свои идеи и помогите в работе. Два слова о возрождении республики. Сейчас в Советском Союзе живет 2,2 миллиона человек немецкой национальности. Это значит, что автономная республика должна быть восстановлена. Других решений быть не может. Болгары 300 с лишним лет находились под игом турок, однако язык свой сумели сохранить, и только благодаря этому и сохранили свою культуру, обычаи и традиции. Я призываю вас, мои друзья, сохранить немецкий язык и развивать его, несмотря на жесточайший сталинский геноцид».
Владимир Альбертович Мраморов, руководитель социологической службы на ЧТЗ:
«Я представляю общество «Родина», член совета, делегирован, чтобы поздравить и пожелать успехов немецкому культурному центру и горячо поддержать вас. При помощи фонда культуры будет создан и славянский культурный центр. В июне предложено сделать научно-практическую конференцию под названием «Мы живем на развалинах национальных культур». Несколько лет назад я встретился в Ленинграде с немцем из ГДР. Он мне сказал, что мы, немцы, с одной стороны восхищаемся вашими успехами, полетом в космос, а с другой, нам не понятно как вы могли за такой короткий срок сформировать общество невоспитанных людей?
Вот такая оценка иностранца. Я взорвался, начал спорить…. Друзья, если потеряете вашу культуру, ваши обычаи и язык, то вы никогда это не вернете. Мы, русские, тоже виноваты в том.
Вы, немцы, обязаны сохранить вашу культуру, обычаи, традиции и семью. Потому, что культура идет через века от немцев, ваших дедов и прадедов. Вы должны и можете гордиться этим. Нам известно, что там, где директор совхоза, колхоза или другого предприятия, человек немецеой национальности, там хозяйство миллионер. Отличная организация труда и порядок. Мы это отлично понимаем. Нам очень важно, чтобы вы были посредниками между нами и ГДР, нами и ФРГ. Мы поздравляем вас с созданием немецкого культурного центра и приглашаем 27 мая 1989 года на конференцию под названием «Современный сталинизм». Сталинизм живет среди нас. Труднее всех работать с немцами, потому что в них еще жив страх перед сталинской тиранией. Если мы не победим сталинизм, не разберемся, кто жертва, а кто палачи, нам ничего не удастся сделать.
Желаю руководству упорного труда и терпения, и еще раз терпения, и даже адского терпения. Только при этом придет успех».
Александр Александрович Леонгардт, заместитель начальника УКСа ЧМЗ:
«Все ораторы говорили о том, чтобы обязательно сохранить язык, культуру, обычаи и традиции. В нашей программе записано — считать основной задачей работу с молодежью, чтобы сохранить язык, его должна изучать молодежь. Необходимо, чтобы родители дома разговаривали с детьми по-немецки.
Мне дома мама не давала хлеба, если я просил не по-немецки. Необходимо подумать над тем, чтобы в Металлургическом районе создать детские садики и ясли с преподаванием немецкого языка, где бы дети слышали только немецкий язык».
С заключительным словом выступил председатель Челябинского отделения Советского Фонда Культуры Кирилл Алексеевич Шишов:
«Обмен мнениями дал много интересных предложений и некоторую двойственностью.
Регистрация центров происходит так: Устав рассматривается на Фонде Культуры, затем мы обращаемся в Облисполком. Центр получает право на открытие расчетного счета, свои бланки в 2-х или 3-х экземплярах, печатать на двух языках. Это все можно сделать через две-три недели. Центр имеет право на создание своих хозрасчетных подразделений, внести в это дело какие-то деньги. Могли бы иметь свои средства. Создать фольклорный ансамбль, распространять билеты, ездить по районам страны и давать концерты. Есть бюро творческой инициативы, зрители оплачивают все расходы. Решается вопрос вещания по радио на немецком языке.
Фонд культуры работает с иностранной фирмой «Информсервис» по созданию кабельного телевидения. Можно создать на ЧМЗ такое объединение по кабельному телевидению и смотреть программы на любых языках. Через такие системы мы должны вести культуру вперед.
Система тоталитарная сказалась на немецком народе, но сталинизм живет еще в наших порах и мышлении, чтобы изжить этот негативизм, нужна демократизация».
На этом прения были закончены.
«Ф.Г. Шнайдер предложил утвердить Устав и программу и дополнить предложениями А.А. Леонгардта, указанные выше.
Кто за принятие устава и программы? Проголосовали единогласно.
Собрание приняло резолюцию и постановление».
Герта Владимировна Факанкина зачитала:
«В документы конференции добавить: предоставить трудармейцам статус ветеранов Великой Отечественной войны и поддержать предложение европейского культурного центра о создании «Дома Дружбы Народов».
Шнайдер Ф.Г. обратился к корреспонденту Центральной газеты «Нойес Лебен» Владимиру Федоровичу Васютникову с просьбой походатайствовать через газету вернуть изъятые ордена и медали и трудармейцев наградить медалями «За трудовую доблесть во время Великой Отечественной войны».
В конце собрания, когда делегаты уже стали расходиться, на сцену поднялся пожилой человек и представился:
«Я пастырь немецкой церкви Бернс Иосиф Матвеевич. Для становления немецкого культурного центра я передам в ваше распоряжение 4500 рублей, и впредь часть наших доходов будет переводить на ваш расчетный счет. Надеюсь, если нам потребуется какая-то небольшая сумма, я смогу ее у вас получить. Я представитель церкви, мы купили дом, отремонтировали его и в нем создали католическую церковь».
Герта Владимировна Факанкина поблагодарила священника.
Для постоянной работы в культурном центре было выбрано правление из 26 человек. Первым председателем правления стал Вадим Германович Мюнстер, дирижер оперного театра, энергичный, молодой человек, окончил Казахскую Государственную Консерваторию. Первым заместителем избрали Герту Владимировну Факанкину.
Список членов первого правления Немецкого культурного центра:
Мюнстер Вадим Германович.
Дирк Юрий Давидович.
Леонгардт Александр Александрович.
Витлиф Губерт Михайлович.
Геттих Александр Валентинович
Геттих Татьяна Владимировна
Гофман Александр Константинович
Герцев Александр Анатольевич
Зиберт Петр Федорович.
Клайн Максим Максимович
Квинт Александр Васильевич
Мертенс Альберт Евгеньевич
Менгель Иван Иванович
Миллер Александр Петрович
Нахтигаль Александр Яковлевич
Петерс Роберт Робертович
Медведева Эрина Павловна
Гиреккле Вальтер Эдуардович
Факанкина Герта Владимировна
Фаст Иван Рудольфович
Шандор Владимир Владимирович
Шнайдер Фридрих Генрихович
Цейтлер Гергардт Робертович
Пинеккер Юрий Викторович
Цимпфер Василий Васильевич
Весь список принят открытым голосованием — единогласно.
Текст записал
Губерт Витлиф.
Фото из личного архива
Губерта Витлифа
и Немецкого культурного
центра.
‘, 1, 14, ‘2011-12-10 17:41:45’, 42, », ‘0000-00-00 00:00:00