Но мы еще не полной дышим грудью-
Та боль в груди по-прежнему сильна.
Когда же мы опять все вместе будем?
Настанут ли такие времена?
Гуго Вормсбехер
Академик А.Д.Сахаров в одной из бесед заметил, что немцы не умеют бороться за свои права, поэтому их национальные проблемы не решаются.Не соглашусь я в этом с уважаемым академиком. Невозможно воевать со своим государством из поколения в поколение. Ведь и для царской России, и для Советского Союза, и для демократической, обновленной России немцы были и остаются непонятыми.
Давайте вернемся в прошлое. Решая большие демографические проблемы, государи Российские приглашали к себе переселенцев. Они предлагали им вполне конкретные условия жизни, по крайней мере, в начале процесса. Это предполагало полную административную автономию немецких поселений, каждая семья наделялась неограниченным наделом земли, полная культурная и религиозная автономия, льготы при прохождении государственной службы. Надо сказать, что россияне немецкого происхождения всегда были лояльны по отношению к государственной власти. В результате государство получило бурное развитие промышленности, сельского хозяйства, торговли в некогда безлюдном крае, увеличение налоговых поступлений. Словом, всего того, чего и хотело, приглашая иностранцев. Треть зерна, экспортируемого Россией в XIX веке в Европу, производилось в немецких колониях.
В это же время началось наступление на права выходцев их немецкоязычных стран. Введение всеобщей воинской обязанности, ликвидация внутреннего самоуправления немецких колоний привело к тому, что начался массовый выезд немцев за пределы Российской империи, в основном в Северную и Южную Америку.
Наступление на немецкие поселения на этом не закончилось. В 90-е годы XIX века правительство направило свои усилия на изменения привычного уклада жизни в колониях: было предписано вводить преподавание в школах на русском языке, сводя изучение «природного языка и Закона Божьего их исповедания при числе уроков, необходимом для надлежащего усвоения этих предметов». Немцы опасались, что их совсем лишат возможности обучать детей на родном языке, и это опять вызвало волну эмиграции за океан.
Многие немцы служили в армии, и они были на самых высоких должностях. Но царское правительство клеймо «внутреннего врага» повесило на весь российский немецкий народ. В «Законе о землевладении и землепользовании некоторых разрядов, состоящих в русском подданстве австрийских, венгерских или германских выходцев» оно запретило «совершение всякого рода актов о приобретении права собственности, права залога, а также прав владении недвижимыми имуществами…». Все это было закреплено 1 июля 1916 года Высочайшим повелением Об утверждении Положения об Особом Комитете по борьбе с немецким засильем, в котором предписывается обсудить мероприятия по освобождению страны от немецкого влияния. Его, кстати, подписал Председатель Совета Министров Штюрмер. 16 августа 1916 года принято положение о воспрещении преподавания на немецком языке.
В советский период было время, когда немцев оставили в покое. Но возникла на горизонте угроза нового столкновения с Германией, и уже 28 апреля 1936 года Совнарком СССР принял постановление «О выселении из УССР и хозяйственном устройстве в Карагандинской области Казахской ССР 15 000 польских и немецких хозяйств». И в Северо-Казахстанскую и Карагандинскую области были депортированы 63 976 человек, из которых почти четверть составляли немцы.
Одновременно шла расправа над партийно-советскими работниками и деятелями культуры национальных республик, ей сопутствовало уничтожение элементов культурно-национальной автономии, возникшей после Октябрьской революции. 17 декабря 1937 года были приняты три постановления ЦК об упразднении соответствующих органов и учреждений, появившихся в первые годы Советской власти. В постановлении «О ликвидации национальных районов и сельсоветов», существовавших на территориях с компактно проживающим национальным меньшинством, указывалось, что многие из этих районов (немецкие, финские, корейские, болгарские и т. д.) «были созданы врагами народа во вредительских целях». Постановление «О русских газетах на Украине» предписывало резко поднять удельный вес русской прессы и одновременно закрыть издающиеся в Киеве газеты на немецком и болгарском языках. В постановлении «О национальных школах» объявлялось вредным «существование особых национальных школ (финских, эстонских, немецких, английских, греческих и др.)». Одновременно со школами подлежали закрытию национальные педагогические техникумы, дома просвещения и другие культурно-просветительные учреждения. Далее, уже 30 октября 1938 года был ликвидирован немецкий национальный район в Алтайском крае.
С началом Великой Отечественной войны репрессивные акты в отношении немцев сыплются как из рога изобилия. Кроме уже известного Указа Верховного Совета СССР от 28 августа 1941 года в период 1941 по 1944 год были приняты еще десятки Постановлений Государственного Комитета обороны СССР о выселении немцев из различных регионов Советского Союза. С осени 1941 года по декабрь 1942 года в пределы 12 областей Казахстана были депортированы 394 133 человека немецкой национальности.
Надо сразу отметить, что для выполнения этих решений выделялся железнодорожный транспорт, части НКВД, милицейские и армейские подразделения. И это в самый тяжелый начальный период войны, когда на фронте был нужен каждый солдат, а в глубь страны надо было эвакуировать заводы и фабрики. Вместо этого на Урал, в Сибирь вывозили сотни тысяч граждан, которые рвались на фронт защищать Родину, а их превратили во врагов.
Даже окончание войны не рассматривалось властью как время, после которого можно ослабить репрессивное давление. Уже 8 января 1945 года принимается Постановление Совета Народных комиссаров СССР «О правовом статусе спецпоселенцев», которое предусматривает уголовное наказание за самовольные, без разрешения коменданта спецкомендатуры НКВД, отлучки за пределы расселения. За нарушение режима спецпереселенцы подвергались штрафу до 100 рублей или аресту до 5 суток. После Победы карательные меры усилились: 26 ноября 1948 года появился Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об уголовной ответственности за побег из мест обязательного и постоянного поселения лиц, выселенных в отдельные районы Советского Союза в период Отечественной войны», в котором за самовольный выезд (он приравнивался к побегу) определена новая мера наказания — 20 лет каторжных работ. Я держал в руках расписку моей мамы об ознакомлении с этим положением. Лица, виновные в укрывательстве выселенцев, получали за это преступление 5 лет лишения свободы.
В это время принималось немало и подзаконных актов, которые не давали никакой надежды репрессированным народам на справедливое решение их вопроса. Вот только один документ той поры. Это выписка из приказа министра госбезопасности СССР от 24 октября 1951 года, который гласит: «Приказываю: 1. Объявить под расписку спецпоселенцам перечисленных категорий: немецкой, чеченской, калмыцкой, ингушской, балкарской, карачаевской, греческой и крымских татар, что они в соответствии с Указом Верховного Совета СССР от 9 октября 1951 года оставлены на спецпоселении навечно».
Б олее половины наших немцев проживало в Казахстане. Как им жилось в послевоенное время, особенно молодежи? В январе 1951 года ЦК компартии Казахстана информировал ЦК ВКП(б) об организации обучения спецпереселенцев. Из этой записки следовало, что в 1950 году из 33 907 немецких детей в возрасте от 7 до 14 лет не посещали школу 8 484, т.е. более 25 процентов. В то же время работающие в Казахстане многочисленные комиссии по изучению уровня образования спецпереселенцев пришли к выводу, что создание специальных школ, групп и классов с обучением на родном языке является вредным. Увидело свет даже постановление, текст которого следует привести полностью:
«Постановление ЦК КП(б) Казахстана.
28 мая 1952
Совершенно секретно
О приеме спецпоселенцев в высшие учебные заведения.
1. Прекратить прием спецпоселенцев в Казахский государственный университет им. С. М. Кирова, в Алма-Атинский юридический, Казахский горно-металлургический, физкультурный и педагогический институты, а также в консерваторию.
2. Принять ограниченное количество спецпереселенцев в следующие вузы: Казахский сельскохозяйственный, ветеринарно-зоотехнический, медицинский, Чимкентский технологический и учительские (кроме Алма-Атинского) институты.
3. Обратить внимание директоров перечисленных в пункте 2-м вузов на то, что в высшие учебные заведения могут быть приняты из числа спецпоселенцев только успешно выдержавшие конкурс, в первую очередь коммунисты и комсомольцы, активно проявившие себя в производственной и общественной работе, но не более установленного в прилагаемом списке количества.
Секретарь ЦК КП(б)
Казахстана Ж. Шаяхметов».
Такие документы однажды принимались и спускались вниз, потом о них как бы забывали, их не отменяли, а внизу продолжали выполнять даже тогда, когда их действие становилось уже анахронизмом.
Уверен, теперь каждый из вас сможет ответить на вопрос, были ли ограничения для российских немцев в правах, в возможности занимать те или иные должности, в возможности проживать в больших городах и получать фундаментальное образование? В этом еще иногда сомневаются. Но ограничения были и не только в этом. Даже рядовыми в армию немцев не призывали до 1956 года.
Официальный запрет на высшее образование, хотя и был отменен спустя несколько лет, фактически сохранялся до 70-х годов XX века. И это привело к тому, что к 80-м годам в Казахстане высшее образование имели 3,9 процентов немцев, в то время как по республике эта цифра составляла 7,8 процента — была в два раза больше. Поэтому и в СССР у немцев был самый низкий уровень образования. Они, единственные после первой половины 60-х годов XX века, оставались на спецпоселении, хоть уже и не под комендантским надзором.
Только в 1964 году Указ Президиума Верховного Совета СССР отменил Указ от 28 августа 1941 года, и все обвинения в адрес советских немцев были признаны огульными. Но государство лишь частично реабилитировало немецкий народ. Перед ним государство так и не извинилось, не разрешило вернуться в родные места, не компенсировало отобранное имущество, не признало труд во время Великой Отечественной войны. Сохранялись ограничения на получение высшего образования, на выдвижение на руководящую работу и существовала масса других гласных и негласных ограничений.
Н аши немцы не молчали. Насколько это было возможно, немцы пытались донести свое мнение, повлиять на процессы, происходящие вокруг реабилитации, всегда стремились добиться справедливости цивилизованным путем. В 60-е годы прошлого века писали письма, отправляли делегации в Кремль.
9 января 1965 года Первому секретарю ЦК КПСС Л.И.Брежневу и Председателю Президиума Верховного Совета СССР А.И.Микояну направляется письмо от инициативной группы коммунистов, комсомольцев и беспартийных, прибывших из разных областей РСФСР, Казахской ССР, Киргизкой ССР. В нем говорилось о необходимости полной реабилитации советско-немецкого народа и восстановлении советско-немецкой автономной республики. В нем отмечалось, что ряд утверждений, содержащихся в Указе от 29 августа 1964 года, не соответствует действительности: в частности, нет немецких национальных школ, отсутствует преподавание немецкого языка как родного, все усилия по проведению этой работы наталкиваются на глухую стену сопротивления, вызывая обвинения в «национализме», «самоизоляции».
12 января 1965 года делегацию принял А.И.Микоян, который заявил, что восстановление республики невозможно из-за отсутствия необходимой территории. Одновременно он признал возможным снять ограничения в отношении возвращения немцев в места прежнего проживания, начать разработку мероприятий по снятию ограничений в прописке, создании немецких средних школ, возобновлению издания литературы на немецком языке.
Могли ли наши немцы в то время пробить стену непонимания? Вряд ли. Я хочу познакомить вас с уникальным документом. Это ответ из секретариата Верховного Совета СССР, подготовленный в редакции газеты «Правда». Он поступил на письмо, в котором советский немец Гебель просил восстановить справедливость в отношении своего народа, в том числе и республику в Поволжье:
«Уважаемый товарищ Гебель! Вы ставите вопрос абсолютно неправильно. Все нации в СССР действительно равны, и это даже не требует особых доказательств. Это сама жизнь! Но нельзя рассматривать немцев, проживающих в СССР, как обособленную нацию, имеющую к тому же право на свою государственность. У нас живет немало поляков (западные области), есть и греки, венгры, цыгане, но никто из них не требует создания своего автономного государства. Да и смешно было бы это требовать.
Вам, видимо, хорошо известна и история создания немецких колоний в Поволжье: российские императоры немецкого происхождения силой отнимали у русского мужика лучшие, плодороднейшие земли и щедро раздаривали их преимущественно немецкому кулачью.
Поэтому претендовать на возвращение этих земель, по меньшей мере, бесперспективно. Республика немцев Поволжья, возможно, и сохранилась бы, как и все другие республики, но за то, что ее нет, следует упрекать, прежде всего, маньяка Гитлера, немецко-фашистских захватчиков, напавших на нашу страну, а не Советское правительство. Пора бы это понять.
С уважением, член редколлегии «Правды» А.Блашин».
Но немцы продолжали стучаться даже и в закрытые двери. Удалось кое-чего добиться: в 1972 году был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О снятии ограничений в выборе места жительства, предусмотренного в прошлом для отдельных категорий граждан», в нем немцам, грекам, болгарам, армянам и членам их семей давалось право «избирать место жительства на всей территории СССР…»
Еще четыре делегации наших немцев встречались с руководством страны, им обещали восстановить справедливость, создавались комиссии.
Государственные мужи не знали, что делать с немцами и, возможно, для них было бы лучше, если бы такого народа вообще не было. Поэтому большинство мер, которые власти только планировали реализовать, не решали проблему, а лишь еще больше обостряли межнациональные отношения. Чего стоит только план по организации немецкой области в Казахстане. Уже даже были подготовлены проекты Указов Верховного Совета СССР и Казахской ССР об образовании Немецкой автономной области. Но начались демонстрации протеста казахской молодежи в Целинограде (ныне Астана) под лозунгами «Не отдадим землю отцов фашистам», «Выслать всех немцев в Сибирь», «Отобрать у них все дома и машины». Естественно, Указы не были реализованы.
Самое удивительное, что все документы принимались в строгой секретности. Власть стремилась снизить социальную напряженность в области национальных отношений, но менять ничего не собиралась. Что касается немцев, то в 70-80 годы прошлого века такой национальности среди советских народов как бы не было. Об их вкладе в экономику, искусство, культуру страны не говорили, а о вкладе в Победу над фашизмом вообще молчали.
Апофеозом советского лицемерия в «немецком вопросе» стала речь секретаря ЦК КПСС М.Зимятина на совещании руководящих работников ЦК союзных республик, обкомов партии и КГБ от 2 декабря 1985 года: «Многие немцы жалуются, что их подвиги во время войны не отмечены. Советская власть проявила высочайший гуманизм по отношению к немцам. Наша совесть перед ними чиста. Как и среди других наций и народностей идет ассимиляция. Это один из элементов интернационализации населения…».
Впервые с высокой трибуны поблагодарил советских немцев за труд на благо Родины Ю.В.Андропов, когда стал Генеральным секретарем ЦК КПСС. Это было сделано в докладе на торжественном собрании, посвященном годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. Больше об этом никто не вспоминал.
П ерестройка дала надежду на то, что наконец-то будут приняты взвешенные решения. И, главное, власть сделает все возможное, чтобы подготовить граждан страны к восприятию решительных мер по справедливому решению немецкой проблемы, в первую очередь, восстановит республику на Волге. Показательна в этом отношении записка Председателя Верховного Совета СССР А. Лукьянова. В ней отмечается, что «умышленное многолетнее замалчивание вопроса об автономии, его нерешенность дискредитирует двухмиллионный немецкий народ, порождает недоверие в равноправие наций и народностей, создает почву для эмиграционных настроений.… Желательно решить и комплекс вопросов о дальнейшем развитии национальной культуры, максимальном удовлетворении духовных запросов и потребностей немецкого населения в местах компактного проживания».
Все эти благоразумные желания остались только на бумаге. В результате не государственный подход к решению острой национальной проблемы привел к нанесению стране непоправимого экономического ущерба. В записке «Об экономических последствиях эмиграции из СССР граждан немецкой национальности» от 20 сентября 1989 года заместителя председателя Госплана СССР С.А.Ситаряна отмечается, что «из-за их (немцев) выезда экономические потери народного хозяйства страны могут быть приблизительно оценены в сумме около 200 млн. рублей произведенного национального дохода в год, а за период, в течение которого выехавшие будут находиться в трудоспособном возрасте — около 4 млрд. рублей».
В период перестройки проблемы немцев рассматривались со всех сторон. Были предложены интересные варианты ее решения, но главный недостаток заключался в том, что в процесс реабилитации не был вовлечен весь советский народ. Это не стало предметом обсуждения в СМИ, не издавались массовыми тиражами книги по истории народов СССР, и к тому же решение немецкой проблемы не рассматривалось в цепи решения важнейших социально-политических проблем страны.
Но, несмотря на все недостатки, удалось решить одну из главных проблем для советских немцев: признали жертвы трудармейцев в годы Великой Отечественной войне. Президент СССР М.С.Гобрачев подписал Указ «О награждении медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» граждан СССР, мобилизованных в рабочие колонны». Эту запоздалую награду получили немцы и преставители других народов, подвергшиеся незаконному насильственному переселению и внесшие своим добросовестным трудом вклад в достижение Победы.
Но все же полной реабилитации немцы так не дождались.
Что же делать с немцами? Этот вопрос неизбежно возникает перед каждым новым руководителем нашей страны. Встал он и перед первым Президентом России Б.Н.Ельциным. И ее он решил в свойственной себе манере. 8 января 1992 года на встрече с жителями совхоза «Осиновский» Саратовской области Президент заявил: «Там, где нет компактного проживания немецкого населения, населения немцев Поволжья, т.е. чтобы их было подавляющее большинство, никакой автономии не будет! Я как президент это гарантирую. Другое дело, скажем, в Волгоградской области военный полигон 300 тысяч гектаров, пустой, и маршал Шапошников его отдает. И там они будут заселены, допустим. И пусть эту землю, которая снарядами начинена, пусть они ее, значит обрабатывают».
После такого «государственного» заявления количество выезжающих в Германию, на историческую родину резко возросло.
Чтобы хоть как-то сгладить ситуацию, 21 февраля 1992 года принимается Указ Президента РФ «О неотложных мерах по реабилитации российских немцев», в котором есть такой пункт: «В качестве первого этапа, не ущемляя интересов местного населения, с учетом опыта создания немецких национальных районов в Алтайском крае и Омской области считать целесообразным образовать немецкий национальный округ на территории Волгоградской области, немецкий национальный район на территории Саратовской области». К сожалению, и этот Указ, как и многие другие документы, остался только на бумаге.
В ноябре 2002 года министр национальностей А.В. Блохин заявил, что отдельного решения по немцам не будет, тем более что они были реабилитированы вместе с другими репрессированными народами на основании закона, принятого в 1991 году. В этой связи можно сказать только одно: повезло только российским финнам. В июне 1993 года было принято Постановление Верховного Совета РФ «О реабилитации российских финнов». До остальных народов руки не дошли.
Но в статье 13 Закона «О реабилитации репрессированных народов» отмечено: особенности применения настоящего Закона по отношению к репрессированным народам, проживающим и проживавшим на территории Российской Федерации, регулируются отдельными законодательными актами РСФСР, принимаемыми по отношению к каждому репрессированному народу». Было бы полезно для министра, теперь уже бывшего, начиная рабочий день, перечитывать один из основных законов, реализация которого его первейшая должностная обязанность. Но у нас такие министры, которых мы достойны.
Другой основной документ нашего государства, положив руку на который президент произносит клятву, — Конституция в статье второй говорит: «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства»; в статье третьей: «носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ». Так не главная ли цель государства сохранять многонациональность нашего государства.
Народы всегда мудрее своих правителей. И в самые трудные времена казахские, киргизские, русские семьи спасали немцев от голодной смерти, хотя власть за это наказывала. Дружба народов в нашей стране сохранялась самими народами, власть своими действиями чаще сталкивала народы. Сейчас чиновники разного уровня научились обходить острые углы, и они так явно и публично не обнаруживают своего невежества, непонимания и нежелания исправлять исторические ошибки. Но результат все тот же — за последние десятилетия наша власть не смогла решить в стране ни одной национальной проблемы.
Александр Нахтигаль.