«Поддержка демократических процессов общественном движении российских немцев. Вовлечение и реальное участие региональных структур российских немцев в обсуждении и формировании общей общественно-политической деятельности на федеральном уровне.
Необходимо так, сделать чтобы формирующаяся система самоорганизации российских немцев носила подлинно демократический характер, опираясь на мнения и реальные нужды российских немцев в регионах, а не являлось производной от интересов отдельных личностей»
Выступление Г.Г. Мартенса на I международном партнерской конференции объединений российских немцев (27 мая 2007 г., Висбаден).
Немецкие общественные организации инициативны, активно взаимодействуют с органами власти и общественными организациями других национальностей, поэтому они постоянно находится под вниманием органов власти и общественности. Многие достижения российских немцев являются пределом мечтаний для других национальных организаций. Но, как живут немецкие организации, как происходит их взаимодействие, как учитываются интересы сотен организаций?
Все это далеко не праздные вопросы. Ответы на которые могут интересовать как немецкие, так и национальные организации других народов России. Рассеянные по России немцы должны чувствовать пульс жизни своих организаций, участвовать в принятии решений, которые бы нас объединяли и помогали достигать поставленные цели, которые способствуют возрождению одного из российских народов.
Но так уж случилось, что внутриорганизационное взаимодействие организаций, входящих в МСНК, оказалось задвинутой даже не на второй план, а дальше. Я попытался поднять этот вопрос на Х Форуме центров встреч, но меня не поддержали. Но, мне кажется, появилось немало сигналов о том, что в этой сфере накопилось немало проблем.
Вспомним прошлое. Я хочу вернуть всех в 31 октября 2006 года. Это была последняя Конференция МСНК, перед началом которой делегаты заранее получили все необходимые документы: повестку дня, список кандидатов в рабочие органы Конференции, информацию о деятельности АОО МСНК за 2002-2006 годы, список членов Совета. Давайте проанализируем, что отражено в разделе о внутриорганизационной жизни МСНК. В 2002 и 2003 — в эти годы ничего не происходило, 2004 — в марте заседал Совет МСНК, в котором участвовали 25, в апреле — 26 членов Совета. Что там решали — неизвестно, да и что мог решить Совет при отсутствии кворума. В 2005 году о внутриорганизационной жизни ни слова. В 2006 году 19 мая состоялось заседания Совета, который рассматривал проект федерального закона «О самоорганизации российских немцев». В 2007 году прошло 4 заседания Президиума, но что он решал, неизвестно. Негусто за пять лет.
Серьезность проблемы не позволяет мне оставить попытки привлечь к ней внимание членов МСНК, поэтому я предлагаю вернуться к вопросам, которые считаю для судьбы немецкого национального движения самыми наболевшими.
Забытые принципы
Работа общественных организаций имеет ряд особенностей. Их нельзя не учитывать, когда многочисленные организации создают над собой структуру, которой доверяют координировать взаимодействие между собой. Эта организация не должна превратиться в подобие всесильного министерства, которое начинает диктовать условия всем организациям, ее создавшим.
Демократические принципы становятся важнейшими принципами взаимодействия. Что это значит: публичность и открытость при приеме решений, регулярный отчет о деятельности руководящих органов организации, создание условий для выявления позиций представителей всех организаций-членов, четкое разделение ответственности между головной организацией в Москве и организациями в регионах.
В результате непростых процессов в немецком общественном движении в Москве сейчас фактически остались две федеральные организации, которые работают с региональными организациями и признаны федеральными властями, — МСНК и ФНКА российских немцев, которые возглавляются одной командой. Это подается как большое положительное достижение и победой здравомыслящих сил в немецком движении. Этот факт признан российскими и немецкими государственными организации, в частности Министерством регионального развития РФ и Министерством внутренних дел ФРГ, которое курирует вопросы поддержки немецкого меньшинства за пределами Германии.
А как чувствует себя организация, которая является членом этих федеральных структур? Какая атмосфера создана для того, чтобы каждый чувствовал себя нужным и востребованным членом мощной организации? Челябинская областная общественная организация «Немецкий культурный центр» является членом МСНК, поэтому в своем анализе сделаю упор на внутриорганизационную жизнь этой федеральной организации.
В январе этого года произошло событие, которое, на мой взгляд, подводит черту под одним этапом развития федеральных структур немецкого общественного движения. Главная черта нового этапа — вымывание демократических принципов во внутриорганизационной деятельности. А событие, которое я имею ввиду — прошедшая отчетно-выборная конференция МСНК. Несмотря на то, что прошло много времени после конференции, членские организации так и не получили о ее итогах никакой информации, кроме короткого сообщения на сайте www.rusdeutsch.ru о выборе на очередной срок прежних лидеров организации, списка же Совета МСНК до сих пор не опубликован.
Отчетно-выборная конференция любой организации особое мероприятие. На ней подводится итог проделанной работы, определяются приоритетные направления дальнейших действий и происходит это на фоне активного обмена мнениями. Но у конференций МСНК появилось ряд «традиций», от которых, по правде, давно надо было бы избавиться, но они только укрепляются. И последняя отчетно-выборная конференция это подтвердила.
В первую очередь, делегаты конференции получали приглашение. Хотя Президиум МСНК определил представительство от организации и далее требовалось только опубликовать только список всех членов МСНК и организации сами выберут делегатов. На сайте www.rusdeutsch.ru опубликованы члены на 2007 год — это 184 организации российских немцев. Других данных о количестве членов МСНК в открытой печати нет, поэтому будем исходить из этого количества.
Статус «делегатов по приглашению» позволил существенно ограничить число организаций-участников отчетно-выборной конференции, а в итоге сформировать конференцию — « единомышленников». К чему это привело, об этом позже..
Вторая важнейшая «традиция» — делегаты не получают предварительной рассылки текста отчета МСНК и проектов документов, которые предстоит принять. Учитывая, что время и деньги для ее проведения всегда ограниченны, и конференцию надо вклинить в мероприятие, под которое выделяются средства, тем более важно дать делегатам как можно больше предварительной информации: повестку дня, отчетный доклад, проекты решений, список кандидатов в состав руководящих органов. Все это позволило бы провести конференцию по-деловому и принять качественные решения. Но, как всегда, делегаты приехали в Москву в полном неведении. Складывается впечатление, что позиция региональных организаций руководство МСНК не интересует.
Третий момент — время, отведенное для проведения конференции. Как всегда, не было шанса для проведения обмена мнениями. По программе для конференции выделили 2,5 часа с 15.00 до 18.30, а затем перенесли ее на 20.30 — 22.00. Вот уж действительно к этому времени все будут «готовы» для плодотворной мозговой работы, но при таком подходе мероприятие должно пройти быстро и без лишних разговоров-вопросов, видимо на это и расчитывали организаторы.
Перед началом конференции появилось новое, уже четвертое «новшество»: при входе в зал делегаты узнали, что будут вноситься изменения в Устав. Под звучащий отчетный доклад делегатам раздавали проекта новой редакции Устава МСНК. Фактически этим лишали делегатов возможности кропотливой работы над его текстом, что и привело к тому, что обсуждения проекта не получилось, но некоторые делегаты почему-то готовы были его принять без обсуждения. Как поработала редакционная комиссия над Уставом и каким он получился в итоги до сего дня неизвестно.
А теперь о пятом «новшестве», которое по значимости надо бы поставить первым. Это вопрос о кворуме, т.е. о правомочности принимаемых на конференции решений. По Уставу для правомочности конференции на ней должно присутствовать 50 процентов + 1 делегат представителей членов ассоциации, а для принятия изменений в Уставе должно быть квалифицированное большинство, т.е. делегаты должны представлять 23 организаций. Хочу заметить, что это по Закону стандартные и безусловные условия.
Что же получилось на конференции? Мандатная комиссия озвучила цифры: избраны-приглашены 84 делегата, в зале присутствуют 77 делегатов. Возникает вопрос: есть ли кворум? Ответ на этот вопрос не прозвучал. Факт приняли к сведению и конференция продолжила работу. Мы так и не узнали сколько же организаций входит в МСНК и сколько делегатов должно быть в зале. Если судить по информации на сайте, на конференции должно было быть минимум 95, а для принятия изменений в Уставе — 120 делегатов.
Из этого следует вывод, что было заранее ясно — все решения, которые стала принимать отчетно-выборная конференция МСНК 28 января 2011 года не имели юридической силы. А это значит, что недействительны выборы ни председателя, ни Президиума, ни Совета.
Наша «конституция»
За все время членства в МСНК я ни разу не получал документов, которые бы подтверждали это членство, в т.ч. и копию Устава, поэтому сейчас мне при придется анализировать только проекты Уставов, в которые в последнее время вносились изменения. Но думаю от итогового документа проекты не очень отличается. Остановлюсь на принципиальных моментах.
В первую очередь посмотрим как в документах отражены механизмы укрепления широких демократических принципов: возможности для многочисленных организаций-членов донести свое мнение до руководства Союза, как решения руководящих органов доходят до всех членов и созданы ли условия для обмена мнения по важнейшим вопросам немецкого национального движения.
В Устав уже вносили изменения в 1997 году, но начнем анализ с изменений, которые были приняты 29 октября 2007 года. Важнейший момент, который остался неизменным во всех Уставах то, что МСНК создано для защиты общих интересов своих членов, но с 1991 года так и не был определен механизм выявления этих интересов и где они должны быть зафиксированы.
В начале о важнейшем вопросе — о членстве в МСНК. В разделе 3, в пункте 3.1 написано, что «МСНК является «союзом центров встреч, общественных объединений: центров немецкой культуры, национально-культурных объединений, автономий и ассоциаций, обществ «Возрождения», российско-немецких домов и других общественных структур российских немцев местного, регионального и межрегионального уровней». В пункте 3.2 уточнено, организации в масштабах области и края должны быть юридическими лицами.
В разделе 5 о членстве в Союзе зафиксировано: Членами Союза являются немецкие общественные объединения, юридические лица, созданные на территории России и других государств. Для чего я так подробно говорю о членстве МСНК? Дело в том, что членами Союза могут быть как юридические, так и не юридические лица, которые обладают равными правами.
А теперь рассмотрим полномочия руководящих органов МСНК. Начнем с конференции. В 2007 году был добавлен пункт о том, что для ее подготовки создается оргкомитет и он утверждается Советом Союза. Что здесь важно для нас. В пункте 4.2 сроки и место проведения, повестку дня конференции Совет сообщается всем членом Союза не менее чем за 45 дней до ее открытия. Норма представительства на конференцию определяется Советом.
На этом положении хочется остановиться подробнее, ведь на его основании собиралась январская отчетно-выборная конференция 2011 года. Членам МСНК был разослан протокол интерактивного голосования членов Президиума АООО «МСНК» от 30 ноября 2010 года. До этого было принято интересное решение Совета, протокол № 110 от 14.10.2010 г.: «… поручить Президиуму АООО «МСНК» принять на себя функцию оргкомитета, провести Конференцию до 1 февраля 2011 года с сохранением до проведения очередной отчетно-выборной конференции полномочий руководящих и контрольно-ревизионных органов АОО «МСНК». Президиуму МСНК определиться с квотой участников от организаций».
Это решение вызывает несколько вопросов. Почему протокол заседания Совета не был разослан вместе с протоколом заседания Президиума? Почему Совет не сформировал Оргкомитет по подготовке Конференции? На каком основании Совет передал Президиуму свое уставное право по определению нормы представительства? Почему Совет не решил на своем заседании вопрос о кворуме, ведь, если было заседание, то оно тоже было, скорей всего, интерактивным и проблем с голосованием не было? Почему Совет, а это его уставная обязанность, не определил повестку дня Конференции?
Кто-то скажет, что это все несущественно. Возможно это так, но соблюдение Устава, нашей «Конституции», первейшая обязанность руководителей МСНК. Соблюдение Устава — одно из важнейших условий реализации демократических принципов принятия решений и соответствуют действиям сильной и ответственной организации. Отступление от его положений, какими бы они «мелкими» не казались, делают все последующие действия юридически несостоятельными. Непонятно. почему обязанности руководящих органов были перемешаны? Ответ может быть один: чтобы не допустить неудобных вопросов, все провести с лета, чтобы никто не успел вдуматься в принимаемые документы.
Перейдем к Совету. Его обязанности не были изменены. Напомню их: вносить изменения в Устав, принимать решения о созыве Конференции, определять норму представительства, для оперативного руководства деятельностью Союза избирает из своего состава Президиум (Конференция не имеет право это делать, что было сделано в январе), утверждать годовые сметы.
Президиум. Самое интересное, что его обязанности в Уставе прописаны очень расплывчато, он «готовит», «инициирует», «координирует», «формирует», «участвует». Расплывчатые обязательства позволяют их очень широко толковать. У меня в этой связи возникает вопрос: на основании каких полномочий Президиум ликвидировал МКС Южного Урала, если он только координирует деятельность МКС ЦВ? Было добавлено важное положение, что допускается проведение заседаний с использование электронных средств связи как Совета (почему это положение не было вставлено в положение о Совете), так и Президиума.
Очень важна фигура Председателя. К сожалению, и его обязанности, как и Совета очень расплывчаты, главное — организовать выполнение решений конференции, Совета и Президиума, а для этого должны приниматься конкретные решения с указанием, что сделать, кто ответственен, сроки выполнения и цена вопроса. Хочу обратить внимание еще на один пункт его обязанностей — представлять конференции отчет о работе Совета и Президиума. Сразу скажу, на двух последних отчетно-выборных конференциях отчета о деятельности Совета и Президиума делегаты так и не услышали.
Посмотрим на работу еще одного органа управления деятельностью МСНК — это Исполнительная дирекция. Ее обязанности занимают всего три пункта, но полномочия очень широки: «…осуществляет всю текущую финансово-хозяйственную деятельность, организацию и проведения мероприятий..» Фактически дирекция — вот главный орган, в котором происходит вся жизнь организации.
В Устав был добавлен дополнительный раздел — Организационная структура самоуправления Союза. В нем я бы выделил несколько пунктов: в МСНК может вступить любая организация российских немцев, МКС действуют на основе Положения, которое утверждается Советом МСНК (а не Конференцией).
Если подводить итог, то можно сказать, что в основе Устава были приняты типовые положения для общественной организации, которые дают возможность построить довольно демократические принципы внутриорганизационной жизни. К сожалению, фактически эти принципы повсеместно остались только на бумаге и руководство часто поступало не по Уставу, а по собственному усмотрению.
Уставной переворот
Практика, конечно, вносит в жизнь организации изменения, которые надо внести в Устав, но убежден, что они должны укреплять и объединять членов организации, а не разделять, что, мне кажется, произошло на отчетно-выборной конференции 28 января 2011 года. Когда делегатам раздали Устав, с выделенными предлагаемыми изменениями, то оказалось, что многие изменения не были отмечены. В первую очередь хочу отметить, что отчетно-выборная конференция в 2011 году должна проходить по действующему Уставу с внесенными изменениями в 2007 году, организаторы об этом почему-то забыли.
Какие же изменения вносятся в Устав?
Начнем с членства в МСНК. Теперь им могут быть только юридические лица. Но, чтобы принять это изменение, должен проголосовать кворум членов организации, которыми являются в т.ч. и не юридические лица.
Удивительно как резко сократились цели МСНК, их осталось всего 4 из предыдущих 12, среди них исчезла очень важная: «представление и защита прав и законных интересов Союза и членов Союза в российских и зарубежных органах государственной власти и местного самоуправления, общественных и иных организациях». А без этого для чего нужен МСНК?
Не претерпели изменений Права членов Союза. Обращаю внимание на один пункт — избирать руководителей и быть выбранным в руководящие органы. Думаю можно добавить: получать отчеты о деятельности организации, планы и результате работы руководящих органов, анализ работы организаций, право созывать внеочередное заседание Президиума и Совета.
Обязанности. Их немного: соблюдать Устав, выполнять решения руководящих органов, принимать активное участие в мероприятиях Союза и уплачивать взносы (совсем непонятно откуда взялась эта норма). Почему-то получается так, что разделы прав и обязанностей слабо проработаны: в них, хоть и недостаточно, прописали обязанности членов Союза, т.е. организаций в регионах, и совершенно не прописаны обязанности органов руководства Союза в Москве перед региональными организациями.
В каком направлении двигается изменение полномочий руководящих органов МСНК?
Начнем с Конференции. Почему-то сократили с 45 до 20 дней срок сообщения до дня ее открытия. Учитывая, что наши организации раскиданы по России и эта работа общественная, значит запланировать поездку в Москву будет сложней и это отсечет многие организации. Возникает вопрос, почему теперь решение о повестке дня, норме представительства, сроках и месте проведения Конференции принимает Президиум, а не Совет, как раньше?
Совет Союза. Он почему-то превратился в представительный коллегиальный орган из руководящего между Конференцией. Вот этих руководящих функций он лишился и теперь ничего не решает.
Президиум — теперь становится главным руководящим органом. Его выбирают на Конференции, но кто выдвигает кандидатов — в Уставе не прописано, видимо, действующее руководство, которое будет постоянно само себя выдвигать. Новое — решения Президиума обязательны для всех членов Союза. Это значит, что теперь побоку Уставы членов Союза, а это противозаконно. Возможно, Президиум может принимать решения, которые могут противоречить Уставам членов Союза и в итоге десяток человек будет принимать решения обязательные для сотни организаций. А это уж точно, как минимум, не демократично.
Что самое интересное, из новой редакции исчезла Исполнительная дирекция, которая занималась текущей финансово-хозяйственнй деятельностью. Но в обязанностях Президиума Союза появились новые полномочия: утверждать структуру бюро Союза. Только забыли прописать что это за орган.
Можно сказать одно: Устав готовился в спешке, он не продуман, над следовало еще сильно поработать.
Доверие и ответственность
Сейчас сложилась такая ситуация, когда МСНК, а точнее ее московское представительство, выполняет две функции. Первая, он стал фактически дирекцией по исполнению проектной работы, финансируемых германской стороной. Кстати, эти обязанности не прописаны в новой редакции Устава. Чтобы выполнять эту функцию, должна четко работать вторая — МСНК представляет интересы своих членов, общественные организации российских немцев. Эти функции взаимосвязанные: не выполняя вторую, нельзя претендовать на первую. Поэтому организации, входящие в МСНК, должны тесно внутри взаимодействовать и сотрудничать,
Раньше все было просто: организация входила в МСНК и напрямую взаимодействовала с руководящими органами. Сейчас между ними встали новообразования — РКС, МКС. Внутри этих этих организаций появились члены с решающим и совещательным голосами, к тому же в эти органы включены в обязательном порядке представители федеральных организаций российских немцев. Это подается как расширение демократических принципов внутри организации, а фактически большинство организаций отстраняются от участия в подготовке основополагающих документов и принятие решений, касающихся фундаментальных основ жизни членов МСНК.
Все это приводит к тому, что штаб-квартира в Москве живет своей жизнью, а региональные — своей. Один — два раза в год в Москве мы демонстрируем нашу многочисленность и монолитность, хотя от раза к разу наблюдается появление многочисленной команды, представители которой готовы с ходу поддержать любое предложение руководителей МСНК без обсуждения и анализа. Вот и разъезжали мы после январской отчетно-выборной Конференции и спрашивали себя: «А что это было?»
Отвечая на этот вопрос можно сделать однозначный вывод: влияние региональных и местных организаций на штб-квартиру в Москве становится минимальным. Президиум фактически монополизировал власть в МСНК, нам оставили одну функцию: работать, но не влиять на принципы функционирования организации.
Изменения в Уставе требуется утвердить в Министерстве юстиции. Думаю, документы будут сделаны по требуемой форме и с правильным содержанием. Но меня не покидает ощущение, что я участвовал в фарсе и всех участников конференции провели вокруг пальца. Вот такая демократия!
Александр Нахтигаль, председатель правления ЧООО «Немецкий культурный центр».