Немецкий джаз звучит в Челябинске

11 мая в Челябинске в концертном зале имени Прокопьева звучал немецкий джаз. Перед любителями музыки выступило трио Ларса Дупплера. Три жителя Германии представили на суд южноуральским слушателям музыку Курта Вайля (1900–1950), немецкого композитора и дирижера, известного у нас лишь любителям джаза, и произведения самого Ларса Дупплера. Надо отметить, что публика на «ура» приняла немецкий джаз.

Такой концерт стал подарком Генерального консульства Федеративной Республики Германии. Трио выступило в пяти городах России. С приветственным словом перед концертом выступил атташе по культуре, протоколу и связям с общественностью консульства в Екатеринбурге Штеффен Лаас и ассистент отдела культурных программ Немецкого культурного центра имени Гете в Москве Ольга Назарова. Они и представили челябинским слушателям немецких исполнителей.

Собственно говоря, трио Ларса Дупплера — это сам Ларс Дупплер, (фортепиано), Маттиас Новак (контрабас) и Йенс Дюппе (ударные). Пианист из Кёльна Ларс Дупплер со своим трио перенял убеждения немецкого композитора Курта Вайля, и на своих концертах музыканты исполняют известные песни Вайля из «Трехгрошовой оперы», из оперы «Серебряное озеро» и мюзикла «Дама в черном», четко следуя джазовым структурам его композиций. При этом в момент игры, как говорят специалисты, у трио возникают интерпретации, которые наряду с любовью композитора к доступности и игривости в музыке отражают глубокое понимание исполнителями содержания самой музыки.

Надо, наверное, несколько слов сказать о самом Курте. Вайль Курт работал дирижером, писал музыкальные произведения в камерных и симфонических жанрах. После успешной постановки первой оперы Вайль сосредоточился на театральных жанрах и сочинил восемь опер и несколько музыкальных комедий. Наибольшей известностью пользуется его «Трехгрошовая опера» на либретто Бертольда Брехта.

«Я не думаю о различии между «серьезной» и «легкой» музыкой, — говорил Вайль, — для меня существует только хорошая или плохая музыка». Курту было очень важно приблизить публику через известные, популярные мелодии к комплексным структурам в музыке. Кульминацию этой художественной манеры многие слушатели и увидели в его «Трехгрошовой опере». «Качественным применяемым искусством» он назвал результат. Ну а джаз имел для Вайля особое значение. Он рассматривал его как «ритм времени». Некоторые его произведения, написанные в американский период жизни, являются и сегодня стандартами джаза.

Вместе с известными песнями Курта трио исполняет музыку Ларса Дупплера. Автор жаждет достичь прочной связи с публикой, потому пытается сделать джаз более понятным. Сам Ларс Дупплер обучался в высшей школе музыки в Кельне и в консерватории в Париже, перенимал игру у Ганса Людемана, Джона Тейлора и Даниэля Хумера. В 2003 году получил Кельнскую премию в поддержку джазовой музыки, в 2006 году как стипендиат земли Северный Рейн-Вестфалия полгода учился в Париже.

С турне и концертами трио побывало в Исландии, Скандинавии, Бельгии, Голландии, Швейцарии, Китае, а также, по линии института имени Гете, в Казахстане и Киргизии. И вот сейчас майское турне по городам России.

Как утверждает Ларс Дупплер, он пытается сделать джаз доступным, он хочет, чтобы у слушателей была более непосредственная связь с музыкой, чтобы джазовые композиции немецкого автора были известны широкой публике. «Вайль, — говорит Дупплер, — был человеком с большим чувством юмора, он предпочитал иронию, чем в корне отличается от многих других композиторов, занимающихся так называемой серьезной музыкой». И челябинские слушатели, как мне показалось, по достоинству оценили эту тонкую музыкальную иронию в джазе и мастерство самих исполнителей.

Татьяна НАХТИГАЛЬ.

Фото Александра НАХТИГАЛЯ.

 

‘, 1, 14, ‘2011-12-10 17:42:15’, 42, ”, ‘0000-00-00 00:00:00