Служение делу

Д оводилось ли вам, дорогие читатели, совершать романтическое путешествие по Рейну? Боюсь,что далеко не многим. А вот ученикам маленькой сельской девятилетней школы, что находится в деревне Межевая Нязепетровского района, довелось. Но это было не пассивное путешествие — созерцание. Дети сами рассказывали о городах Германии на Рейне, в то время, как перед ними на экране появлялись старинные готические соборы; рассказывали биографии и читали стихи знаменитых поэтов; рассказывали о великих композиторах, рассматривали их портреты и слушали великую музыку.

Так проходил интегрированный урок немецкого языка, литературы и музыки в этой школе. А вела его учитель Наталья Сергеевна Зеленкина, педагогический стаж которой составляет 40 лет.

Выпускница Челябинского пединститута 1968 года по специальности «математика на немецком языке», первые 16 лет проработала учителем немецкого языка в школе на станции Дубровка Южно-Уральской железной дороги, затем — 10 лет на Украине, и оказалась в нашей «глубинке» только в 1995 году. И это было счастливое обретение, так как Наталью Сергеевну отличает деятельностный и творческий подход к преподаванию немецкого языка.

Только неукоснительное выполнение учебной программы на уроках не устраивает Наталью Сергеевну, хотя и здесь она ищет и внедряет новые технологии, эффективные методики, такие как проектирование, использование технических средств вплоть до компьютера, разно-уровневое и личностно-ориентированное обучение.

К сожалению, деревня Межевая из числа «умирающих», но ребята выполняли макеты и рассказывали по-немецки, какой они хотели бы видеть свою родную деревню в прекрасном будущем.

Какой мальчишка не любит технику? И они фантазировали, делая макеты супер-«тачек» и защищая свои модели на немецком языке. В течение учебного года макеты «будущей» Межевой и «личных» авто были выставлены в школе с указанием авторов, что наполняло их сердца гордостью.

Поддержание интереса и результативности в изучении немецкого языка Наталья Сергеевна видит в организации внеклассной работы, чем она успешно занимается.

Уже во втором классе она поставила с детьми сказку «Теремок», в которой участвовали все дети. С помощью родителей приготовили костюмы зверушек, вместе изготовили макет теремка, заучили диалоги. Когда все «звери» в теремке весело пели и танцевали, слова песни запоминались легко. Показали «Теремок» и родителям.

И это была далеко не единственная постановка, подготовленная учителем с детьми. Всей школе и родителям был устроен Kolner Karneval: рассказали его историю, сделали костюмы дураков, пели немецкие песни, исполняли немецкие танцы. А как-то устроили большой показ «Mode und ich» с комментариями на немецком языке.

Смогут ли дети забыть «пиршество», которое было устроено для всей школы? Все, как один, сидели за накрытыми столами. Речь велась только на немецком языке. Дети представляли на конкурс приготовленные своими руками блюда (но, вероятно, не обошлось без помощи мам), по-немецки предлагали отведать их. Были и другие интересные задания.

Можно перечислять много тем, которые изучаются детьми в подобных внеклассных мероприятиях: Ostern ; Sport; Weihnachten; Die Regelu des guten Tous; Humor und Witze; Sprichworter und Zungenbrecher и их применение в разговорной речи. По ним пишут рефераты, делают проекты, выпускают стенгазеты, готовят концерты.

Сейчас нет проблем с наглядными пособиями, без которых Наталья Сергеевна не мыслит свою работу. А когда-то это был такой дефицит! Но это не останавливало учителя. «Ничтоже сумняшеся», она писала в магистраты городов Германии, и никогда не получала отказ или молчание. А потом на заседаниях районной секции учителей иностранного языка хвалилась содержимым посылок для обучения сельских ребятишек немецкому языку, вызывая «белую» зависть у «англичан».

Для учителей немецкого языка района Наталья Сергеевна подготовила разработку сказки «Бременские музыканты», а на заседании методической секции её ученики показали спектакль на немецком языке «Золушка». Наталья Сергеевна принимала участие в конкурсе методических разработок по иностранному языку, объявленном методическим центром Москвы, за что получила благодарность от организаторов конкурса. Естественно, что за 40 лет работы у учителя накопилось много собственных методических разработок. Чтобы ими было удобнее пользоваться и самой, и коллегам, составила каталог.

Наталья Сергеевна разработала элективный курс для 9-го класса «Nur Mut»с использованием информационных технологий, которыми она сама пользуется при подготовке к занятиям и на уроках с детьми. Есть в её методической «копилке» разработки «Раннее обучение иностранному языку», «Использование проектной методики на уроках», и многое другое. Помимо всего прочего, Наталья Сергеевна является заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе, так что в её сферу деятельности входят и эти безмерные обязанности.

Увлечённость Натальи Сергеевны немецким языком, немецкой культурой, преподаванием вызывает глубокое уважение и, конечно же, достойна восхищения. Впечатление, что это восторженная, молодая, начинающая специалистка из «центра», не вкусившая ещё «прелестей» деревенской жизни. Её не смущает повышенная востребованность английского языка в ущерб немецкому, да и отсутствие востребованности не только к иностранному языку, но и к другим учебным предметам в деревушке без перспектив. Смотрю на эту немолодую, но чрезвычайно энергичную женщину, очень похожую на фрау, и думаю, сколько же нужно душевных сил, чтобы в результате всех жизненных перипетий не сломаться, не устать, не разочароваться, а так фанатично, с энтузиазмом работать, не просто обучая, а стремясь передать русским детям всё умное, ценное, прекрасное, что было выработано в веках немецким народом.

К сожалению, у Натальи Сергеевны нет наград, достойных её вкладу в образование. Десять лет работы на Украине были отмечены Почётной грамотой министерства образования Украины, а за тридцатилетнюю педагогическую деятельность на Урале —только Почётная грамота министерства образования и науки Челябинской области. Думаю, что не это греет её душу. Она, несомненно, тешит себя тем, что у её выпускников очень хорошие знания и прочные навыки владения немецким языком. Ученики Натальи Сергеевны (напомним, из деревенской девятилетней школы), занимают призовые места на районных олимпиадах по немецкому языку среди учащихся 10-11-х классов. Учитель не боится выставлять своих учеников для участия в международных олимпиадах. Так, в прошлом учебном году (2008-2009) её ученики приняли участие в 5-ой интернет-олимпиаде для учащихся 5-9-ых классов и показали неплохие результаты: шестиклассник Рамазанов Ринат на первом этапе из 430 участников занял 5-ое место, а пятиклассник Суворов Евгений на 2-ом этапе занял 17-ое место из 210.Особой гордостью Натальи Сергеевны стали её ученицы Наталья Гагаро, которая сама теперь преподаватель немецкого языка в Челябинском педуниверситете, и Олеся Чупина — пока студентка этого университета,в настоящее время практикующая в качестве семейной гувернантки в Германии.

Низкий Вам русский поклон, Наталья Сергеевна, и огромное немецкое Dankeshon за Ваше подвижничество. Дай Вам, Бог, здоровья на долгие годы, и пусть не иссякнет Ваш оптимизм!

Татьяна ИЛЬИНА,

Нязепетровский район.

 

‘, 1, 15, ‘2011-12-10 17:45:18’, 42, ”, ‘0000-00-00 00:00:00