«Одна на всех, мы за ценой не постоим»

Наша цель: знать и помнить

В этом году мы, как полагается, с размахом отметили 65-летие Победы советского народа над немецко-фашистскими захватчиками. Эта дата и форма ее празднования, как всегда, навевает немало мыслей и ассоциаций. Особенно часто они приходят, когда мы, граждане России, начинаем отмечать даты, связанные с Великой Отечественной войной.

И всегда, я думаю, не только у меня возникает вопрос: а всех ли героев мы вспоминаем в эти праздничные дни, не забываем ли мы ветеранов, которые на фронте и в тылу приближали Победу? И до сегодняшнего дня я отвечаю себе на этот вопрос однозначно: не всех вспоминаем и не обо всем помним.

Я хочу обратить ваше внимание на тех безымянных героев, которые строили заводы, шахты, фабрики, которые производили оружие, обмундирование для фронта, для Победы, но жили за колючей проволокой, ходили строем на работу в окружении сторожевых собак и вооруженной охраны. Их считали врагами. Таких было сотни тысяч, они умирали от голода и холода, от издевательств охранников, от непосильного труда. Их хоронили в общих ямах-могилах, над ними не ставили ни памятников, ни крестов.

Прочитать и узнать об этом страшном времени для нынешней молодежи негде. Эта страница Великой Отечественной войны до сих пор остается самой темной и не вспоминаемой. С одной стороны, все признают, что это было, и сами трудармейцы могут об этом рассказывать, не опасаясь быть арестованными, а наше общество от этой истории надежно отгорожено и, как следствие, его прошлое не интересует.

Российские немцы той поры от 15 до 60 лет прошли через мясорубку трудармии. Сейчас им уже далеко за 80 лет. Они давно уже не ждут справедливости и признания своего трудового подвига. Устали ждать! Но российский немецкий народ, пока он остается на земле, в глубине души всегда будет ждать справедливой оценки своей роли в достижении Победы.

В преддверии 65-ой годовщины по телеканалу «Россия» показали передачу о том, в каком состоянии находятся памятники советским воинам на Украине. Один из сюжетов касался Крыма. Показали разваливающийся и заросший травой памятник. Взяли интервью у представителя местной власти, который сделал такой вывод: «Я по национальности крымский татарин и не считаю День Победы праздником, поэтому состояние памятников меня не волнует». Вот такая грустная история.

В отличие от представителя репрессированного народа крымских татар советские народы всегда считали День Победы своим праздником. Быть может они лучше понимали, что такое немецкий фашизм, и если бы он победил, в том обществе не было бы места ни крымским татарам, ни многим другим народам. Поэтому, несмотря на несправедливые обвинения, на выкрики в спину «фашист», они сжав зубы работали и терпели. Они верили, что время все расставит по своим местам.

День Памяти

Каждый год 28 августа российские немцы приходят к памятникам, если они есть, или встречаются дома, чтобы помянуть тех, кто погиб в годы репрессий во время Великой Отечественной войны, почествовать тех, кто смог выжить в этой страшной мясорубке. Одно уточнение, делают это только те, кто знает, что есть такая дата — 28 августа 1941 года. День, когда был принят Указ Верховного Совета СССР «О выселении немцев из Республики немцев Поволжья». Это единственный открытый документ, с которого начались официальные репрессии против советских немцев. А знают об этой дате, которой в будущем году исполнится 70 лет, все меньше немцев. Остальные граждане России о ней вообще понятия не имеют.

В этом году группа активистов Челябинских немецких общественных организаций в день этой печальной даты пришла на субботник и облагородила памятник трудармейцам за шлакоотвалами коксохимического производства Челябинского металлургического комбината. Скосили вокруг него траву, убрали сухостой, обсыпали памятник отсевом. Он принял ухоженный вид. Уходили под капли дождя — хорошая примета. Вечером я специально посмотрел новости основных телеканалов. Без особой надежды, но думал: чем черт не шутит, вдруг кто-нибудь вспомнит. В новостях было все, были и воспоминания о событиях Великой Отечественной войны. Но только о выселении в 24 часа сотен тысяч советских граждан, из которых до мест назначения не доехали десятки тысяч, никто не вспомнил. Такова логика нашей жизни.

Война против своего народа

Почему так получается, что голоса, желающие чтобы о реабилитации репрессированных народов заговорила нынешняя российского власть разного уровня, как бы громко они не звучали, власть не слышит? Что бы ни делали общественные организации — в ответ молчание или обобщающие признания важности проблемы, которые не влекут за собой никаких действий. Почему это происходит?

Попробую высказать свою личную точку зрения. В нашем государстве в среде политиков идет мучительный процесс поиска идеологии, которую можно было бы предложить обществу. Эта идеология должна общество скрепить и направить для решительного движения вперед. Поиски эти пока ни к чему определенному не привели.

Но при этом власть очень опасается совершать поступки, которые могут, на ее взгляд, внести в общество какой-то дисбаланс. В этих условиях тема репрессий и реабилитации стала именно такой и никак не способствует, по мнению наших идеологов, консолидации общества. Ведь придется слишком глубоко погружаться в историю, многие факты переосмысливать.

При исторической неспособности нашей власти разговаривать с народом, еще неизвестно, сможет ли ныне властвующая элита завоевать при этом какой-либо политический капитал. А тогда зачем рисковать, зачем признавать, что фактически с 1936 по 1953 годы, а эти границы можно и расширить, в нашей стране власть воевала со своим народом, и жертвы были немалые. Проще вычеркнуть эти события из истории страны. Фактически это уже произошло. Старики уйдут, а молодежи неоткуда будет об этом узнать.

Но от суда истории не уйти. Придет время и каждый получит свое: и тот, кто посылал народы в лагеря, и тот, кто скрывал эту правду от народа.

Правда — разная, а справедливость одна

Но может быть я неправильно рассуждаю, может, переживая за судьбу своего народа, перегибаю палку и слишком многого требую от власти?

Совсем недавно произошла трагедия, которая вновь привлекла внимание к событиям Второй мировой войны. Я имею в виду гибель президента Польши под Смоленском и торжества на месте Катыньской трагедии. И вновь события недалекой истории, их оценки стали в центе взаимоотношений России и Польши, коснулось это и трагедии советских народов.

Почему в Польше все, начиная от домохозяек до президента, с таким упорством стремятся узнать ПРАВДУ о событиях, которые затрагивают историю народа? Ответ услышал от Чрезвычайного и Полномочного посла Республики Польша в РФ Ежи Бара, который он дал Владимиру Познеру.

Отвечая на вопрос, кто виноват в катынской трагедии: только ли сталинский режим или и советский народ, поддерживавший этот режим, Е. Бар заметил: «Люди могут быть виноваты только тогда, когда они сами забывают. Если кто-то не хочет знать или отвергает знания, в этом смысле есть и его вина».

«Мы такой народ, который не может строить будущего без памяти, — отметил посол. — Я уверен, что прошлое нужно, чтобы жить с поднятой головой в будущем». Е. Бар заметил, что, по его мнению, русский народ также приближается к такому отношению к собственной истории, но выразил пожелание, чтобы этот процесс шел интенсивнее. «Я хотел бы как человек, из глубины сердца желающий русским всего самого лучшего, чтобы ваша память была бы также многогранна, как и ваша история, — сказал посол. — Ведь люди будут богаче, если будут помнить независимо от того, какого цвета эта память — красная как кровь, или даже черная».

Конечно, поляков устроит любой ответ, но правдивый, ведь все происходило на территории другого государства и это не затрагивает внутрипольской политической ситуации. У нас по-другому. Но от этого наше стремление знать правду не уменьшается.

В России отношение к истории тоже разное. Для одних это застывшее прошлое, которое надо в прошлом оставить, к сожалению, среди них большинство современных политиков. Для других прошлое — это живой процесс, который влияет на наше настоящее и будущее. Среди них крупнейший российский историк-медиевист, доктор исторических наук, профессор Наталия Ивановна Басовская. Она считает: «Всё, что происходит в истории, касается каждого. История — это мы с вами…. По-настоящему — прошлого нет. Оно в нас, а мы — в нём, и те, кто это понимает, правильно чувствует суть человечества. Гигантский автопортрет его — это и есть история».

И наши политики демонстрируют понимание того, что разобраться в истории сейчас наша важнейшая задача. В приветственном слове к читателям сборника статей, посвященных 70-летию начала Второй мировой войны президент России Дмитрий Медведев написал: «Уроки Второй мировой войны не имеют срока давности. Мы должны их знать и жестко реагировать на любые попытки исказить историю: оболгать истинных героев и обелить преступников».

Уверен, с этим никто не поспорит, и именно этого мы и хотим.

Недавно я узнал удивительный факт. Как известно, в годы Великой Отечественной войны были репрессированы многие народы, в том числе и калмыки. И как-то недавно президента Калмыкии Кирсана Илюмжинова в одном из интервью спросили:

— Дмитрий Медведев недавно публично назвал Сталина «преступником» и «диктатором». Калмыки при Сталине были депортированы, вы делаете что-нибудь, чтобы люди не забывали этого преступления?

— Я еще в 1993 г. собрал несколько тысяч наших стариков, посадил в поезд и отправил в Сибирь эшелон памяти. На нем было написано: «Народ Калмыкии — с благодарностью народам Сибири». Потому что люди простые не дали нам тогда погибнуть. Мне мама рассказывала — их в тайге выкинули без теплой одежды, еды. Им старушки приносили картошку, брали к себе домой. С тех пор каждый год отправляем такие поезда. Мне как-то позвонил сотрудник Кремля: ты чего, Кирсан, это национализм! Я говорю: наоборот, интернационализм, ну был Берия, но народ тут при чем, мы же едем с благодарностью народу. 2 октября 2009 года министр культуры Александр Авдеев открывал у нас музей с экспозицией, посвященной этой странице истории: 60 процентов калмыков погибли при депортации…

Уверен, что и советские немцы могли бы обратиться с такой же благодарностью к народам, которые спасли их от голода и холода.

Вместо заключения

Для меня самое печальное, что наша немецкая молодежь начинает воспринимать репрессии как что-то инородное, не связанное с их теперешней судьбой. Как-то я прочитал в одной из статей молодого автора такие строки: 28 августа мы не стали лить слезы. А ветераны-трудармейцы никогда не лили слезы, и никогда не призывали с кем-либо сводить счеты. Они хотели только, чтобы правду о их судьбе узнал российский народ и чтобы о тех годах никогда не забыли.

Это желание мы обязаны выполнить.

Александр Нахтигаль.