В чьих руках наше будущее?

Прошел VII Форум центров встреч российских немцев. Замечательно, что он проводится ежегодно, и есть возможность представителям общественных организаций российских немцев встретиться, обсудить проблемы, обменяться впечатлениями о жизни и, главное, получить новый заряд энергии для дальнейшей работы. Уже только это делает Форум мероприятием важнейшим, и, конечно, надо сделать все, чтобы он оставался ежегодным.

Но каждый раз, возвращаясь домой, кроме удовлетворения и радости от встреч, на душе остается тяжесть от того, что не удалось сделать что-то важное, что не получил ответа на самые животрепещущие вопросы, остается какая-то невысказанность.

Но, то ли от того, что не сформировались мысли, то ли от нежелания обострять проблемы, то ли от того, что появляется чувство, что твои мысли в принципе никого не интересуют, потому что все уже решено и изменить ничего не возможно. Это я имею в виду нашу главную проблему — сохранение за моим народом своей национальной идентичности. Хотя продление федеральной программы по российским немцам говорит о том, что можно добиться того, что еще недавно казалось несбыточной мечтой. Только за это можно ставить памятник тем, кто пробивал нашу государственную бюрократическую стену.

Но надо двигаться вперед. Мы вроде двигаемся, но куда придем и что получится, этого никто не знает. Вопросов много и хочется как-то с ними разобраться, если и не ответить, то хотя бы попытаться обозначить главные.

Центры встреч. Что это?

О желании решить проблему российских немцев заявляет много организаций и даже два государства — Россия и Германия. Серьезная сила. Но еще рано говорить о том, что достигнуты цели, которые они перед собой поставили. Что же мы имеем на сегодня?

Все организации российских немцев, созданные в нашей стране за последние 15-20 лет, объединены одним названием — Центры встреч российских немцев. Красивое нейтральное название. Сейчас ведется разговор с германскими партнерами об оказании этим центрам т.н. базовой помощи. Многие организации предоставили информацию о своих неотложных нуждах: кому нужна зарплата для бухгалтера, кому компьютер, кому ксерокс, кому оплата коммунальных затрат, а кому-то это все сразу. Если произойдет чудо и мы получим все, что просим, изменит ли это общую ситуацию. Сомневаюсь.

Под центрами встреч подразумеваются разные организации по юридическому положению, по организационным возможностям и материальной базе: от Российско-немецких домов до инициативной группы какого-нибудь села в Тюменской области, к примеру. У них не просто разное положение, их способность к выживанию в современных условиях отличается, как велосипед от «Мерседеса». Дома имеют бюджетное финансирование, штатных работников, помещения, это позволяет им оказывать платные услуги. Может быть, получают они и зарабатывают не так много как хотелось, но они могут строить свою работу и за счет своих средств. Таких Домов немного, но они наш флагман. Именно на их базе возможно говорить о развитии и сохранении культуры российских немцев.

Основную же массу составляют общественные организации без штатных работников, помещений, с небольшими материальными возможностями, но в них работают энтузиасты. Сюда входят как областные, так и местные организации городов и сел. Сейчас они тоже получают поддержку, но она не позволяет им встать на ноги в деле настоящей поддержке возрождения культуры российских немцев.

Особое место занимают две организации: МСНК и ФНКА. Кроме того, что эти организации в разной степени пытаются взаимодействовать с регионами, они еще и сами являются крупными грантополучателями средств Германии и России.

Надо признать, что на сегодняшний день не создано структур российских немцев, которые могли бы взять на себя ответственность за судьбу народа. Существующие организации не представляют весь народ, а только активную его часть. Нынешнее поколение российских немцев по крови в большинстве не являются немцами по духу. Чтобы он проснулся у бабушек, достаточно было поставить пластинку с немецкой песней. Чтобы напомнить молодежи об национальных корнях, надо приложить огромные усилия и, естественно, огромные средства. Решение этой задачи и требует кардинально изменить нашу работу. Готовы ли мы к этому?

До сегодняшнего дня каждый выживал, как мог, и при декларировании интересов народа отстаивал свои местные интересы. Нынешние подходы не изменят положение центров встреч на федеральном уровне, потому что средства распыляются на очень важную, но текущую работу.

Когда-то мотивацией поддержки российских немцев была надежда на то, что они станут мостом дружбы и сотрудничества между Россией и Германией. Вначале мы этот мост строили из России. Но власти ничего не сделали, чтобы остановить выезд немцев. Теперь предлагается возводить этот мост из Германии — от наших бывших соотечественников. Вот только мост никак не получается.

Кто платит?

Очень важный вопрос: кто платит? Сегодня надо честно сказать, что мы обсуждаем только средства федерального бюджета Германии, которая четко организовала работу. Мы можем быть недовольны подходами, какими-то условиями, но мы знаем, с кем эти вопросы обсуждать в регионах, мы получаем ответы на местах и для этого совсем не обязательно ехать в Москву.

О средствах же российской стороны мы ничего не знаем: сколько на что выделено, кто что решил, когда средства получишь, кому задать вопросы и как подстегнуть региональную власть. Было время, когда была Дирекция программ в Министерстве национальности (был в России и такой орган власти), которая работала после принятия первой Федеральной программы по российским немцам. Так мы хоть знали с кем в Москве разговаривать. Сейчас на местах нет никакой информации. И, самое печальное, Министерство регионального развития РФ не имеет своей вертикали власти — своих представителей в областных правительствах.

А ведь проблемы наших немцев — это проблемы нашей Родины. На всех всех Форумах центров встреч российских немцев мы слышим от представителей федеральных структур только общие слова о поддержке, о выделении миллионов, но не слова о том, как и когда эти средства дойдут до мест проживания российских немцев.

Нельзя не отметить еще один важный вопрос. Проблемы возрождения немцев как одного из народов России лежат в гуманитарной плоскости, а львиная доля средств уходит на капитальное строительство и другие материалоемкие программы, которые не имеют отношение ни к возрождению культуру, языка, искусства, национального духа народа. Значит, должны быть определены разумные пропорции.

Правят бал

интересы

Вокруг решения проблем нацио-

нального возрождения российских немцев сконцентрировались интересы многих сторон, в которых надо обязательно ориентироваться. Попробуем их расставить. Интересы влияют на то, как формулируются проблемы российских немцев и какие предлагаются действия для того, чтобы решить проблемы. В нашей работе знать это очень важно. Попробую сформулировать их так как, я их понимаю.

В первую очередь, нас интересуют интересы Германии. Это государство первым признало свою ответственность за судьбу советских (российских) немцев. И если в советский период поддержка имела в т.ч. и политическую окраску, то сейчас помощь стала прагматичной, целенаправленной и, главное, долгосрочной. Наши германские партнеры создали структуры, через которые в рамках российского законодательства бюджетные средства Германии идут на поддержку организаций российских немцев и территорий, на которой проживают немцы. Надо отметить, что за все время сотрудничества позиция Германии, несмотря на смену правительств, оставалась неизменной — она будет помогать немцам России сохранять свою национальную идентичность насколько возможно долго.

Какие же интересы у нашей Родины? Позиция российского руководства на протяжении всего периода, когда официально были признаны проблемы российских немцев, остается противоречивой, половинчатой и неопределенной. Это характеризует и современный период. Несмотря на то, что выделяются миллионы рублей на поддержку своих немцев, до сих пор не сформированы структуры, через которые эти средства могли бы дойти до каждого немца. Самое главное, ничего не сделано, чтобы восстановить в России структуры для национального возрождения народа. На мой взгляд, поддержка российской стороны не имеет конечной цели. Совершенно не случайно обществу навязывается мысль, что Закон о репрессированных народах выполнен или по крайней мере неактуален для современного российского общества. Мне очень больно делать такой вывод.

Самое печальное, что и общественное движение российских немцев расколото. Работают Международный союз немецкой культуры (МСНК), Федеральная национально-культурная автономия (ФНКА), созданы Землячество немцев Повольжья, Ассоциация немцев Сибири, Федеральный немецкий культурный центр, Содружество. Добавьте к этому десятки региональных организаций, которые действуют самостоятельно. А их благосклонности постоянно добиваются федеральные структуры, но выживают-то организации за счет собственной энергии. Их главный интерес — получить средства для того, чтобы можно было дойти до каждого немца в самом отдаленном селе.

Разобщенность общественных организаций наносит огромный вред нашему взаимодействию с государственными структурами России и Германии, ведь в многообразии мнений каждый чиновник может найти единомышленников.

МСНК и ФНКА

Один из самых больных вопросов современного национального движения российских немцев — это отношения между организациями российских немцев. За последние время произошли большие изменения. Но можно заметить одну особенность: если в регионах при всех проблемах все же сохраняется стремление работать для народа (хотя и существуют конфликты), то в столице ситуация была и остается печальной. Меняются лидеры, названия организаций, но сохраняется жесткое противостояние и конкуренция. Самое печальное, что все это происходит на глазах наших германских партнеров, которым тоже достается порция критических замечаний. И, естественно, свидетелями этого становятся представители российских министерств и ведомств. Естественно, учитывая общее отношение к решению национальных проблем в России, пробить нашу бюрократию очень даже не просто.

Так уж случилось с принятием Закона об общественных объединениях в 1990 году еще в бывшем СССР организовались сотни организаций, в т.ч. и российских немцев. За шесть лет многие из них окрепли, обросли активом, сформировали свой взгляд на национальные проблемы и пути их решения. Тут-то государство спохватилось и решило направить этот процесс в «нужное» русло, и в 1996 году принимается Закон о культурно-национальной автономии.

Для нас это решение вместо блага принесло новые проблемы. Вместо определения места новой формы общественного объединения началась яростная борьба под девизом «Я самый главный». Началось деление местных и региональных организаций по принципу «кто не со мной, тот против меня». Первый президент федеральной автономии В. Бауэр вообще не видел на местах партнеров, если не создана автономия. Наличие других форм юридической организаций российских немцев его не интересовало. А что такое ликвидировать одну организацию, зарегистрировать другую, закрыть счет, открыть новый, заплатить сборы и налоги? Эти вопросы никого не интересовали.

К чему же мы сейчас пришли? Фактически остались две организации, которые могут стать локомотивами для проталкивания решения. Это МСНК, который объединил несколько десятков организаций российских немцев независимо от их юридического статуса, в т.ч. и культурно-национальные автономии, и Федеральная национально-культурная автономия, которая объединяет только автономии. Существенно усиливает эту организацию членство в ней руководства немецких национальных районов.

Соревнование между этими организациями, в котором не заинтересован наш народ, не прекращается и иногда принимает формы, которые однозначно наносят огромный вред нашему делу. Перспектив того, что ситуация изменится в обозримом будущем, нет.

Отсутствие совместной скоординированной работы этих организаций наносит невосполнимый вред нашему делу, сдерживает желание федеральной власти войти в проблемы российских немцев, а немецкая сторона ведет себя предельно сдержанно.

Все это очень плохо. Хорошо еще, что финансовая поддержка российских немцев в регионах не связана на 100 процентов с позициями московских организаций, но регионы, уверен, поддержат любую инициативу, которая объединит нас вокруг общего дела, а не в борьбе друг с другом.

К тому же только наличие МСНК и ФНКА позволяет проводить федеральные акции, на которых большинство организаций российских немцев могут донести свою точку зрения до российских и германских органов власти.

Каждый должен сам решить, что важней: интересы организации или интересы народа.

МКС

Нам предложена новая форма самоорганизации. Время идет, многое меняется и важно, чтобы в немецком национальном движении тоже происходило какоето движение. Главное, не допустить стагнации, иначе болото, и не расшевелить ни Россию (думаю согласитесь,что наша страна должна играть главную скрипку), ни народ. На мой взгляд, элементы стагнации уже наблюдаются, особенно в регионах. Поэтому важно, чтобы вперед продвигались общественные организации российских немцев, хорошо, если бы этот процесс затронул всю Россию и республики бывшего Союза, где немцы жить остались.

В недрах МСНК родилась идея оформить движение общественных организаций в форме Межрегиональных координационных советов. Они пока в периоде становления, и критиковать их легче простого. Но для того, чтобы мы могли добиться провозглашаемых нашими организациями целей, координация все равно необходима, если не получается объединения. Нам предлагается начать объединение снизу. Кроме того, что это всколыхнет инициаторов и противников МКСов, у небольших центров появляется надежда, что они смогут активизировать свою работу, ведь им надо немного.

Я бы не торопился с выводами. Каждому региону придется пройти свой путь в поисках форм сотрудничества, не будет готовых рецептов. Важно, чтобы борьба «за» или «против» МКС не стала самоцелью, не превратилась в поиски врагов и не лишила наши организации сил для поиска путей к настоящему сотрудничеству и самоорганизации.

Забытое старое

А ведь как все хорошо начиналось. При более сложной ситуации в России и при более активной и целеустремленной позиции Германии мы начинали работать на будущее. В начале 90-х годов прошлого века как раз думали о материальной базе: российская сторона предоставляет помещение, германская — оборудование для центров немецкой культуры. Федеральная власть требовала от региональной выполнять взятые на себя обязательства. Так появились Российско-немецкие дома с компьютерными классами, залами для проведения праздников национальной культуры. От этого выигрывали все, ведь новые центры культуры работали не только с российскими немцами, их активно посещали россияне всех национальностей, ведь немецкая культура мирового уровня, а немецкий язык дает возможность сделать хорошую карьеру.

Думаю, еще не поздно вернуться к забытой практике, но предстоит в первую очередь подключить к этой работе областную власть, которая в большинстве регионов национальную политику пустила на самотек. Требуется проработать и вопросы собственности, ответственности сторон, чтобы не получилось так, что после появления красивого центра культуры с мощной базой, через некоторое время для немецкой организации в нем не нашлось бы места.

Естественно, встанет вопрос, кто будет содержать это учреждение культуры. Но ведь тоже был неплохой опыт. В 90-е годы прошлого века германская сторона предлагала разместить в регионах предприятия малого бизнеса — молочные, мукомольные цеха и пекарни. Реализация проекта была не очень удачная, там где их поставили не все заработали. В Челябинске проект удался: пекарню «Багет» знают многие и она продолжает работать.

Хотя при реализации проекта возникало немало проблем: это и передача пекарни от VDA к GTZ, и взаимоотношения между организацией, которая запустила пекарню, и с немецкими партнерами. Но при более детальной проработке договора и при наличии взаимопонимания многих проблем можно было избежать.

Сейчас, на мой взгляд, реализация такого проекта была бы более успешной. А если, к примеру, 30-50 процентов прибыли этих предприятий направить на поддержку гуманитарных проектов российских немцев, вот и решения задачи о средствах, в которых мы нуждаемся. Главное, чтобы все вопросы заинтересованные стороны решили до реализации проекта и на далекую перспективу. Исполнителями, т.е. организаторами производства, могут быть не только российские немцы, но использование части средств на гуманитарные проекты российских немцев — обязательное условие. И самое важное, чтобы не остались в стороне общественные организации российских немцев, их участие стало бы гарантом выполнения всеми сторонами условий договора.

Материальная база и финансовая поддержка — вот те условия, которые позволят организациям российских немцев работать не только с целевой группой, но со всеми, кто интересуется немецким языком и культурой, и стать мостиками между Россией и Германией не на словах, а на деле.

В заключениЕ

Мы слишком разные, чтобы идти в единой колонне. Слишком чутко мы понимаем, когда нас начинают использовать в каких-то играх, когда мы превращаемся лишь в машину для голосования.

Нас может объединить только общее дело с ясными перспективами, когда у государств, нам помогающих, и у нас, общественных организаций, будет ясное понимание того, что мы помогаем российским немцам оставаться немцами.

Александр Нахтигаль, председатель правления ЧООО «Немецкий

культурный центр».

 

‘, 1, 13, ‘2011-12-10 16:39:08’, 42, ”, ‘0000-00-00 00:00:00